Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Вашему вниманию представляется доклад заместителя Генерального прокурора РФ Зайцева С.П. на расширенном межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Приволжского федерального округа // 04.04.13

«О состоянии и мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и повышению эффективности в деятельности по профилактике наркомании в ПФО»

Уважаемые коллеги!

Анализ исполнения законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков свидетельствует о наличии серьезных недостатков и проблем в правоприменительной практике.

Формализм, разобщенность, отсутствие единой цели в действиях всех ответственных за реализацию государственной антинаркотической политики структур приводят к отсутствию ощутимых результатов и нарушению законных прав граждан Российской Федерации.

Ежегодно возбуждаются тысячи уголовных дел, тоннами изымаются наркотические средства. Медицинские учреждения пролечивают, «снимают с ломок», спасают от передо¬зировки тысячи пациентов. Государство все больше и больше выде¬ляет средств на систему противодействия наркоэкспансии. А ситуация практически не меняется.

Количество потребителей наркотиков, поставленных на учет с 2008 г. в округе, в среднем ежегодно увеличивается почти на 3%. По оперативным данным на 1 января 2013 г. число лиц, состоящих на учете в наркологических диспансерах Приволжского федерального округа, увеличилось и достигло более 124 тыс. человек.

Однако даже эта цифра далеко не полно отражает реальные масштабы проблемы. На учет, как правило, ставятся лица с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков. Например, лишь треть лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с немедицинским потреблением наркотиков, приняты или уже состояли под наблюдением в наркологических учреждениях.

Все больше вовлекаются в наркооборот несовершеннолетние, молодежь, женщины.

Так, из более чем 20 тыс. лиц, привлеченных в прошедшем году к уголовной ответственности за криминальный оборот наркотиков, 85% - лица в возрасте от 18 до 39 лет, 12,5% - женщины, около 250 - являются несовершеннолетними.

Средний возраст людей, начинающих употреблять наркотические средства и психотропные вещества, составляет 14 лет. От отравления наркотиками в 2012 г. скончалось 932 человека. Больше всего смертей зарегистрировано в Самарской области (306 человек).

Это лишь официальные показатели. А если к этому добавить статистику суицидов наркозависимых лиц, смертельных исходов от ВИЧ и иных сопутствующих наркомании заболеваний, картина будет еще белее удручающей.

В округе действуют схемы наркотрафика, сбыта наркотиков не только на улицах, но и в школах, клубах, предприятиях, формируя крупномасштабный поток наркопотребления.

Однако система эффективного противодействия этому явлению со стороны ответственных институтов общества и государства до сих пор не создана.

На состоявшемся недавно заседании Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе мы подробно обсудили состояние наркоситуации в округе.

И оценка дана нелицеприятная. Очевидно, что принимаемые нами меры не отвечают масштабам наркоугрозы.

В этой связи хочу напомнить, что незаконный оборот наркотиков построен на законах рынка - «спрос рождает предложение». Чем больше изымается из незакон¬ного оборота наркотиков при сохранении спроса на них, тем выше их стоимость и тем еще более привлекательным становится регион для очередных наркопоставок. Наркосиндикаты легко и бы¬стро восстанавливают свои ряды, в первую очередь за счет наркоза-висимых, которые вовлекают в потребление новичков и становятся очередными наркодилерами. Множится число преступлений, со¬вершаемых в целях добычи средств на очередную дозу.

Работа же по противодействию этому злу в основном ведется по принципу бесконечной «ловли тысяч комаров на болоте, вместо элементарного его полного осушения». Многократные посадки в места лишения сво¬боды одних и тех же лиц и предоставление возможности наркоза¬висимым многократно «переламываться» за счет добропорядочных налогоплательщиков - это не выход из положения.

Поэтому на первый план выходит задача, не ослабевая на-тиск на криминал и совершенствуя подходы в лечебной системе, ор¬ганизовать реально работающую систему профилактики, направленную в первую очередь на уменьшение спроса на наркотики, а также на удержание уже затронутых наркозаразой людей от полной зависимости, преступности и соци¬альной недееспособности.

В этой связи мы не должны рассматривать наркопотребителя как пассивную жертву. Эти люди должны стать объектом активной совместной работы право-охранительных органов, медицины, социальных служб и общественности. Потребление наркотиков должно стать крайне неудобным в нашем обществе. В то же время, государство и общественные институты должны быть готовы и обязаны принять каждого, кто решил покончить с зависи¬мостью, и оказать ему всемерную помощь.

Те же, кто сознательно избрал иной путь, должен знать, что его поведение противоправно, и он обязательно будет осужден обществом и подвергнут воз¬действию со стороны государства.

С учетом изложенного нам необходимо выработать систему мер, которая была бы сориентирована на широкую разъяснительную работу, обеспечение неотвратимости наказания, по¬вышение мотивации к прохождению реабилитации от наркозави¬симости и создание условий для этого.

Недостаточно используется в этой работе потенциал общественных организаций антинаркотической направленности. А ведь зачастую это люди, которые сами прошли через наркотический ад, которые знают как помочь другим. Нужно сделать так, чтобы после получения необходимой медицинской помощи человек не оставался один во враждебной ему среде. Именно здесь общественные организации должны подключаться и работать индивидуально с каждым наркоманом.

Требуется усилить и контроль за лицами, осужденными за НОН условно. Прокурорские проверки показали, что из числа осужденных, на которых возложена обязанность пройти курс лечения от наркомании, 147 лиц (7%) без уважительных причин не выполнили эту обязанность. Вопрос об отмене условного осуждения решен только в отношении 32 из них. Наибольшее количество таких лиц в Самарской области (47). В то же время в Кировской области такая обязанность судом осужденным за преступления в сфере НОН не вменялась вовсе.

И то и другое свидетельствует о сложившейся незаконной практике, и я прошу прокуроров навести здесь порядок.

Говоря о работе по предупреждению распространения наркотиков, нельзя не сказать о проблеме недофинансирования региональных целевых программ.

В определенной мере с трудностями материального обеспечения запланированных мероприятий столкнулись многие регионы, в том числе там, где ситуация с незаконным оборотом наркотиков является достаточно напряженной.

К примеру, в Саратовской области для реализации запланированных мероприятий в 2011 г. требовалось 5 млн.686,5 тыс. руб., а профинансировано 1 млн. 146 тыс. руб.; в 2012 г. из запланированных 9 млн. 357,5 тыс. руб. бюджетом на эти цели предусмотрено выделение только 949,0 тыс. руб. (снижение на 89,9%). Лишь после обращения прокуратуры, УФСКН к губернатору области финансирование программы увеличено в 4 раза.

Распространена проблема недофинансирования и муниципальных программ.

В этой связи уместно было бы проработать на федеральном уровне норматив минимального уровня финансового обеспечения программ, рассчитываемого исходя из количества употребляющих наркотические средства лиц на 100 тыс. населения и уровня заболеваемости наркоманией.

Следует обратить внимание и на качество этих программ, а также на то, что в профилактическую работу должны быть вовлечены все органы власти, общественные организации, средства массовой информации, население.

В свою очередь реклама наркотических веществ и их употребления являются серьезным фактором воздействия на общественное сознание. Через сеть «Интернет» идет мощная пропаганда наркотиков. Реализация через различные социальные сети и специально созданные сайты наркотических средств достигла небывалых масштабов.

В сложившейся ситуации прокуроры наращивают усилия.

В Самарской области например количество исковых заявлений к Интернет-провайдерам об ограничении доступа к Интернет-сайтам, содержащим информацию о распространении наркотиков, увеличилось с 360 в 2011 г. до 1207 - в 2012 году.

Такая же активизация должна произойти и со стороны подразделений ФСКН, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Нельзя оставлять без внимания и розничную торговлю, где нередко можно встретить изделия с изображением марихуаны («канабиса») - шапочки, ремни, шкатулки, портсигары и т.п. Попала эта травка даже на школьные принадлежности.

Однако, за весь год по округу составлено лишь 37 протоколов за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств. Комментарии излишни!

Я прошу руководителей правоохранительных органов и прокуроров также обратить внимание на неединичные случаи, когда родители, имеющие малолетних детей, уличаются в употреблении, изготовлении и сбыте наркотиков в домашних условиях. Все это происходит на глазах детей, воспитанием которых родители-наркоманы по понятным причинам не занимаются. Дети фактически находятся в опасной для них ситуации и оставлять их в таком положении нельзя.

Серьезного осмысления требует административная практика в сфере НОН, которая зачастую сводится к применению незначительных штрафов, остающихся в большинстве своем не оплаченными. Какого-либо эффекта от такого наказания нет. Ни о каком обеспечении принципа неотвратимости наказания лиц, употребляющих наркотики, либо участвующих в их незаконном обороте (ст.6.8; ст.6.9 КоАП РФ) и уклоняющихся от уплаты штрафов, говорить не приходится.

Для сведения сообщу, что в прошлом году к административной ответственности по ст.6.8; ст.6.9 КоАП РФ привлечены лишь чуть более 23 тыс. человек (по ст. 6.8 – 2182; по ст. 6.9 – 21173), в то время как только на учетах в наркологических учреждениях округа состоит 124 тыс. наркопотребителей. Более того, почти на 50% увеличилось число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (4015).

Согласитесь, вопросы возникают.

Кроме всего прочего представляется необходимым в полной мере задействовать примечание к ст.ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ и в каждом случае предлагать доставленному наркопотребителю освобождение от наказания в случае добровольного лечения. На этой стадии важно обеспечить не только четкую работу медицинских и общественных организаций по оказанию помощи в прекращении наркотизации, но и наступательную работу по выявлению источников сбыта наркотиков.

Нужно создать обстановку нетерпи¬мости противоправного поведения, кардинально повысить активность и результативность работы правоохранительных органов, обеспечить реальное взаимодействие с общественностью и населением.

Все эти действия должны сопровождаться социальной рекламой о вреде и опасности употребления наркотиков, о возможности реабилитации, информированием населения о результатах работы.

Такие меры уже реализуются в ряде регионов округа, о чем далее расскажут наши коллеги.

Как было отмечено ранее, без эффективной и гласной деятельности правоохранительных органов, поддерживаемой населением, нельзя рассчитывать на успех.

Однако в истекшем году отмечается снижение результатов противодействия наркопреступности практически по всем основным позициям.

В 9-ти регионах из 14-ти произошло снижение числа выявленных наркопреступлений. Наиболее значительно в Оренбургской области (-20,7%).

При отсутствии каких-либо оснований сократилось число установленных фактов наркосбыта (-7%), а число изобличённых наркосбытчиков сократилось на 17 % (4166). Провалена работа по выявлению фактов склонения к потреблению наркотиков. Установлено лишь 27 таких преступлений, из которых 11 – в Нижегородской области.

Хуже пресекались случаи контрабанды наркотиков (снижение на 58 %, до 151). Не нанесён серьёзный урон организованной преступности. На весь округ установлено лишь 7 преступных сообществ (преступных организаций). Уменьшился и объём изъятых наркотических средств (на 6%, до 3 347 кг). Усилиями всех правоохранительных органов в округе выявлено только 28 фактов легализации доходов от криминального наркооборота.

Несмотря на такое положение многие подразделения наркоконтроля и органов внутренних дел самоуспокоились, довольствуются собственными показателями и представлениями о ситуации, пренебрегая объективными данными.

Так, сокращение числа выявляемых наркопритонов в ряде субъектов объясняют запретом безрецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов и снижением в связи с этим уровня дезоморфиновой наркомании.

Действительно такого суррогатного заменителя героина изъято в округе почти на 40 % меньше (16,3 кг).

Однако, в ряде крупных регионов - Пермском крае, Саратовской, Нижегородской, Кировской областях произошёл значительный рост обнаружения и изъятия данного вида наркотиков.

Более того, здесь не стали искать оправданий, а заметно нарастили усилия по ликвидации притонов. В следствие слаженной продуманной работы количество выявленных притонов в указанных регионах, а также в Чувашской Республике увеличилось.

К примеру, в результате организованной прокуратурой Ленинского района Нижнего Новгорода проверки была подтверждена достоверность анонимного сообщения о содержании притона в общежитии, полученного из размещенного в торговом центре ящика приема сообщений о местах распространения наркотиков.

Приговором суда организатор притона была осуждена.

Вообще каждый из немногочисленных положительных примеров борьбы с наркопреступностью обязательно основан на хорошем взаимодействии.

Так, в результате четкого взаимодействия органов внутренних дел Саратовской, Оренбургской областей и Приволжского федерального округа с пограничным управлением ФСБ по Оренбургской области, а также компетентными органами Республики Казахстан была изобличена группа, которая занималась поставками марихуаны из Казахстана в Оренбургскую, а затем Саратовскую область, где организовала ее сбыт. Из незаконного оборота изъято более 70 кг марихуаны и 1,5 кг гашиша. Действия преступников (всего 6 человек) наряду с другими составами квалифицированы по ч.1 и 2 ст.210 УК РФ.

Но, к сожалению, такие примеры носят единичный характер.

Главными факторами, сдерживающими объединение усилий, являются сугубо ведомственные интересы, традиционная закрытость органов правоохраны.

На наш взгляд наиболее результативно осуществляется работа там, где при прокурорах созданы межведомственные рабочие группы по противодействию НОН, которые позволяют изучать в полном объеме обстановку на местах, оперативно выявлять проблемы и вырабатывать меры по их устранению, повышают уровень координации и взаимодействия всех заинтересованных структур в решении практических вопросов. Очевидно, что к работе таких групп необходимо привлечь всех субъектов борьбы с наркопреступностью и профилактики наркомании, что позволило бы решать задачи не только правоохранительного характера, но и связанные с выработкой и реализацией мер по сокращению спроса на наркотики.

Например, сотрудники органов правоохраны нередко ссылаются на отсутствие возможности повлиять на владельцев ночных клубов и иных развлекательных заведений, допускающих нелегальное распространение и потребление наркотических средств.

Именно эту задачу могла бы решить межведомственная рабочая группа при прокуроре.

При поступлении сведений о нарушениях действующего законодательства необходимо организовывать с участием представителей Роспотребнадзора, государственного пожарного надзора (ГПН), ФМС, ФСКН, прокуратуры, представителей районных администраций и муниципалитетов комплексные проверки таких мест. При наличии предусмотренных законом оснований следует ставить вопрос о приостановлении деятельности наркопоражённых развлекательных заведений, инициировать меры к расторжению договоров аренды.

Кроме того, уже давно остро стоит вопрос об ответственности владельцев данных заведений. Понимаю, что он не простой, но решать его нужно.

Следует также признать, что не всегда действующая статистическая отчётность, рейтинговые показатели стимулируют антинаркотическую работу в подчинённых подразделениях наркоконтроля и МВД.

Погоня за раскрываемостью не способствует желанию сотрудников выявлять, регистрировать, а затем работать по неочевидным преступлениям. В результате теряется возможность расследовать каждый установленный случай незаконного наркооборота как составной эпизод организованной криминальной деятельности, идти от малого к большему.

Полагаю, что аналогичная проблема присутствует и в уголовно-исполнительной системе.

Не секрет, что исправительные учреждения сегодня представляют большой «коммерческий» интерес для наркодельцов – цена попадающего в места лишения свободы наркотика возрастает в разы, а факты проникновения таких запрещённых веществ в учреждения приобрели повсеместный характер.

При этом в местах лишения свободы более 33 тыс. лиц отбывают наказание за криминальный наркооборот (каждый пятый от содержащихся в них лиц).

Состояние же контроля за оперативной обстановкой внутри исправительных колоний наглядно иллюстрирует такой пример.

В 2012-2013 г.г. следственной частью ГУ МВД РФ по Приволжскому федеральному округу был возбужден ряд уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков на территории Самарской области.

В ходе расследования установлена организованная преступная группа, занимающаяся криминальным оборотом наркотиков, в том числе поставкой их в одно из исправительных учреждений области для сбыта осужденным. Руководство преступной деятельностью осуществляли лица, отбывающие наказание в указанном учреждении, в том числе и за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Использование ими мобильной связи, встреча «курьеров», распределение объемов поставки наркотических средств и распространение их на территории исправительного учреждения стали возможны из-за непринятия своевременных мер со стороны администрации исправительного учреждения.

В этом же кроется причина выявления в прошлом году 25 наркопреступлений, совершённых сотрудниками уголовно-исправительной системы.

К сожалению этому удивляться не приходится.

Мы исходим из того, что незаконный оборот наркотиков – это сфера деятельности организованных групп и преступных сообществ, находящихся под прикрытием коррумпированных сотрудников.

Все чаще поступает информация о предательстве интересов службы со стороны самих сотрудников правоохранительных органов. Однако большинство таких фактов выявляются не службой собственной безопасности органов ФСКН, МВД, ФСИН, а иными структурами.

Так, УФСБ России по Пензенской области пресечена деятельность преступной группы в составе 5 человек, в которую входили 3 сотрудника центрального аппарата ФСКН России. Факты пресечения органами ФСБ преступной деятельности сотрудников региональных подразделений ФСКН имели место в Республике Татарстан, Саратовской и Нижегородской областях.

В Пермском крае выявлен факт когда один из руководящих работников регионального УФСКН информировал лидера таджикской диаспоры, причастного к организации незаконных поставок на территорию края героина, о проводимых в отношении него оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе совместных мероприятий, проведенных прокуратурой Ленинского района г. Нижнего Новгорода совместно с оперативной службой ФСБ и службой собственной безопасности МВД, изобличён в криминальном наркообороте весь состав антинаркотического подразделения одного из отделов полиции.

Таковы реалии сегодняшнего времени и мы должны их учитывать при выработке мер по усилению правоохранительной деятельности, одновременно повышая спрос и надзор за деятельностью УСБ.

Уважаемые коллеги!

Наркоэкспансия - это вызов нам всем, это беда, с которой в одиночку не справиться. Нужна консолидация сил и четкое взаимодействие.

Соответствующие методические рекомендации разработаны управлением ГП РФ в ПФО и направлены прокурорам на места. Полагаю, целесообразно ознакомить с данными рекомендациями и наших коллег. Это будет хорошим подспорьем в совместной работе.

А именно на такую консолидацию всех сил государства и общества нацелил нас Президент Российской Федерации, утвердив летом 2010 г. «Стратегию государственной Антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.