Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на совместном совещании Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе // 16.07.13

Вашему вниманию представляется доклад заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. по вопросу «О дополнительных мерах по повышению эффективности обеспечения общественной безопасности и защиты граждан от преступных посягательств в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ» на совместном совещании Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, состоявшемся в г. Самаре 13-16 июля 2013 г.

Уважаемые Николай Платонович, Михаил Викторович! Уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассматриваем очень важный вопрос. От того, насколько эффективно власть, правоохранительные и другие органы на местах реализуют свои полномочия и возможности, зависит степень защищенности людей от преступных посягательств.

За последние годы в регионах Приволжского федерального округа в этом направлении сделано немало. Реализован комплекс мер по консолидации усилий правоохранительных органов, органов власти и местного самоуправления в профилактике преступности, осуществляется поиск оптимальных форм участия в этой работе общественных институтов и населения.

Принятые меры оказали определенное положительное влияние на правопорядок. Так, за 6 мес. 2013 г. в целом по округу сохранилась тенденция снижения общего числа зарегистрированных преступлений по сравнению с анализируемым периодом прошлого года на 9,8% (215031). Уменьшилось число убийств (-8%; до 1293), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-5,3%; до 3595), снизилось количество разбоев (-17,4%; до 1264), грабежей (-26,2%; до 8372). Значительно способствовала этому активизация работы по выявлению преступлений с двойной превенцией. Сокращение общего числа преступлений произошло практически во всех регионах округа. Исключение составляют Республика Мордовия и Кировская область.

В то же время увеличилось число преступлений, совершенных в общественных местах. Существенный их рост произошел в Кировской, Оренбургской и Саратовской областях. Вырос показатель рецидивной преступности, в ряде регионов округа увеличилось число преступлений, совершенных в наркотическом опьянении. Почти на четверть (+21,2%) увеличилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, наибольший рост отмечен в Самарской (+86,9%), Кировской областях (+56,5%), в Удмуртской Республике (+59,1%).

Данные обстоятельства требуют глубокого осмысления и принятие дополнительных мер как по линии правоохраны, так и со стороны государственной власти.

В Республике Татарстан, например, в проекте республиканской программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2014-2020 гг.» есть целая подпрограмма по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма.

Говоря о работе по обеспечению общественной безопасности, нельзя не сказать о проблеме недофинансирования региональных целевых программ. К примеру, в Удмуртской Республике несвоевременное перечисление в 2012 г. исполнителям республиканской целевой программы денежных средств привело к тому, что почти 2 млн. руб. (29% от общей суммы) не были своевременно освоены и возвращены в республиканский бюджет, из них 1 млн. 350 тыс. руб. предназначались для приобретения и обслуживания аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Такие факты, к сожалению, не единичны. Между тем в условиях реального сокращения личного состава органов внутренних дел обеспечение правопорядка на улицах городов и сел – вопрос не праздный. Поэтому в первую очередь на государственном уровне нужно задействовать все возможные резервы.

Можно отметить работу в этом направлении в Чувашской Республике, где наряду с законом о профилактике правонарушений реализуется закон об участии граждан в обеспечении общественного порядка. Во всех городах и районах республики приняты положения о народной дружине, определены ответственные лица от администраций городов и районов республики, созданы советы по профилактике правонарушений, комиссии по социальной помощи лицам, отбывшим наказание.

Неплохо зарекомендовал себя опыт г. Санкт-Петербурга по созданию так называемых «зон безопасности» в местах, наиболее подверженных криминальным проявлениям. Как правило, это парки, скверы, площади; места, прилегающие к станциям метрополитена; территории вблизи крупных торговых центров, а также иные места, пораженные криминалом, указанные самим населением. Подбор мер для каждой ситуации различен: где-то достаточно просто наладить освещение, установить тревожные кнопки, а где-то нужно организовать патрулирование, задействовать возможности народных дружин и частных охранных предприятий, смонтировать системы видеонаблюдения и даже выставить стационарный пост полиции.

В то же время отсутствие на федеральном уровне законодательного регулирования профилактической деятельности порождает разнобой в реализации этой важной функции государства.

Учитывая, что вопросы общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, представляется необходимым издание федерального закона о единой многоуровневой системе профилактики правонарушений.

В этой же связи необходимо вернуться к законодательному определению статуса добровольного дружинника.

В условиях нестабильной социально-экономической обстановки особое внимания должно уделяться фактам бездействия и нереагирования органов власти и правопорядка на сигналы о совершении противоправных действий. В противном случае это приводит к протестным акциям со стороны населения, примеров этому предостаточно: события в станице Кущевской, Гусь-Хрустальном, иных местах и совсем недавно в г. Пугачеве Саратовской области это наглядно показали.

Важную роль в обеспечении безопасности граждан и противодействии преступности играет профилактика незаконного оборота наркотиков. Состояние наркоситуации в округе мы подробно обсудили на расширенном межведомственном совещании в марте текущего года в г. Нижнем Новгороде. По его результатам предложен комплекс мер по повышению эффективности противодействия наркоугрозе, в первую очередь за счет включения в этот процесс ресурсов власти, общественности и населения. Проведенная в Нижнем Новгороде акция «Мы выбираем жизнь!» позволила консолидировать усилия всех здоровых сил общества и обеспечить более качественный уровень противодействия незаконному обороту наркотиков. По ее результатам правоохранительными органами области возбуждено 541 уголовное дело, почти тысяча семьсот дел об административных правонарушениях, ликвидировано 35 наркопритонов. В целях привлечения внимания жителей области к проблемам наркомании ежедневно работали «горячие линии», организовано более 3 тыс. культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведено свыше 4,5 тыс. лекций и бесед с молодежью, родителями, в трудовых коллективах и с населением по месту жительства.

Подобные мероприятия предложено провести во всех регионах округа.

Своеобразие Приволжского федерального округа заключается в том числе и в его многонациональной структуре, в связи с чем противодействие национальному и религиозному экстремизму является одним из приоритетов в деятельности органов власти и правоохраны. К сожалению проблемы, связанные с религиозной нетерпимостью, представляют сегодня серьезную угрозу общественной безопасности. Усиливается тенденция использования возможностей СМИ и сети Интернет для пропаганды экстремистских идей, отмечается рост числа преступлений экстремистской направленности.

Анализ, проведенный прокуратурой, показал, что работа по противодействию экстремизму проводится зачастую разрозненно и малоэффективно.

Эти вопросы нами были обсуждены на расширенном межведомственном совещании в июле прошлого года в г. Самаре, по результатам которого принят и реализуется комплекс мер по усилению взаимодействия и повышению качества работы. Вместе с тем практика эффективного выявления и пресечения фактов использования сети Интернет в экстремистских целях до конца не налажена. Есть претензии и к правоохранительным органам, в работе которых по-прежнему допускается инертность, полумеры, отсутствует четкая система выявления каналов финансирования преступных групп, не дается должной оценки фактам попустительства со стороны должностных лиц.

Оперативную обстановку осложняет постоянный приток граждан из «горячих» регионов ближнего и дальнего зарубежья, которые нередко занимаются активной пропагандой религиозных течений радикального толка.

И в этой связи необходимо серьезно развернуть работу по противодействию нелегальной миграции.

Уважаемые коллеги! Завершая свое выступление, хочу сказать, что в регионах округа реализуются разнообразные формы координации и взаимодействия субъектов профилактики преступлений. Действуют координационные совещания, различные штабы, комиссии, советы. Важно, чтобы они действовали не формально, а на системной основе реально управляли этими процессами. Именно такой подход позволит качественно повысить уровень общественной безопасности.

Благодарю за внимание!

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.