Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании Комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в ПФО // 27.07.13

Вашему вниманию представляется выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на состоявшемся 27 июля 2013 г. в г. Пензе заседании Комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в Приволжском федеральном округе.

Уважаемые коллеги!

Создание благоприятной почвы для динамичного развития всех форм хозяйственной деятельности является одним из условий успешной реализации экономической политики государства. Важнейшим фактором в формировании благоприятного инвестиционного климата является обеспечение законности контрольно-надзорной деятельности государственных и муниципальных органов.

В то же время результаты проверок свидетельствуют о том, что обстановка в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля на сегодняшний день остается сложной.

В текущем году прокурорами в Приволжском федеральном округе выявлено свыше 7,6 тыс. (АППГ – 8620) нарушений законодательства в указанной сфере, почти 4,8 тыс. (АППГ - 4727) из которых допущены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях их устранения внесено свыше 2,2 тыс. представлений (АППГ - 2617), 2,7 тыс. (2805) протестов. По актам прокурорского реагирования только к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 2 тыс. должностных лиц. Для решения вопроса об уголовном преследовании в следственные органы направлено 5 (АППГ – 6) материалов, по 4 (4) из которых возбуждены уголовные дела.

Практически повсеместно продолжают выявляться незаконные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (3071/3090), регламентирующие правоотношения в сфере предпринимательской деятельности. Нередко в них содержатся положения, устанавливающие не предусмотренные законом основания для проведения внеплановых проверок, возможность их проведения без согласования с прокурором, с превышением установленного срока, а порой устанавливающие плату за проведение контрольных мероприятий и др.

Так, по результатам прокурорского вмешательства утратили силу положения указа губернатора Оренбургской области «Об утверждении порядка разработки административных регламентов осуществления муниципального контроля», предусматривавшие взимание с проверяемых лиц платы за проведение контрольных мероприятий.

В Республике Башкортостан, Пермском крае, Кировской, Оренбургской, Саратовской областях прокурорами оспорены правовые акты о незаконном наделении органов регионального и муниципального контроля федеральными полномочиями.

В текущем году прокурорами рассмотрено почти 3,4 тыс. (АППГ – 3,9 тыс.) заявлений контролирующих органов о согласовании внеплановых проверок (2253 из которых - в отношении представителей малого и среднего предпринимательства; АППГ - 2516), в 1518 случаях из них (44%) в согласовании отказано (АППГ- 49%), в том числе по причине отсутствия оснований для их проведения. По-прежнему многочисленны нарушения, связанные с несоблюдением требований к периодичности проведения плановых проверок, планированием их с превышением предельного срока проведения.

В Кировской области, например, подразделения ГИБДД межмуниципальных отделов МВД России «Слободской» и «Яранский» запланировали проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения двумя филиалами ОАО «Кировоблгаз», несмотря на то, что с момента окончания последней плановой проверки данной организации не прошел один год.

В Удмуртской Республике, Пермском крае, Кировской, Нижегородской, Пензенской областях вскрыты факты проведения плановых проверок, не включенных в ежегодный сводный план.

Так, постановлением мирового судьи Юкаменского района Удмуртской Республики по инициативе прокурора привлечен к ответственности по ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специалист регионального управления Роспотребнадзора, который провел выездную проверку ООО «Родина», не предусмотренную в плане на 2013 год.

В Республике Башкортостан, Пензенской и Кировской областях выявлены случаи проведения проверок по вопросам, не входящим в компетенцию органа контроля, а также органами, не наделенными контрольными полномочиями.

К примеру, сотрудниками Управления гражданской защиты администрации г. Уфы при отсутствии соответствующих полномочий проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами всех форм собственности законодательства в области гражданской обороны.

В ряде регионов установлены факты осуществления мероприятий по контролю без издания соответствующего распоряжения, в отсутствие законного представителя проверяемого субъекта, истребования документов, не относящихся к предмету проверки.

Прокурором Бижбулякского района Республики Башкортостан выявлены факты проведения районными инспекторами регионального управления МЧС России проверок в двух организациях продолжительностью 50 часов, а не 15, как предусмотрено законом.

Серьезные нарекания вызывает и деятельность контрольно-надзорных органов при проведении внеплановых проверок. Выявлялись случаи их проведения по вопросам контроля за ранее выданными предписаниями, срок исполнения которых не истек, проведения их без согласования с прокурором в случаях, когда таковое требуется по закону.

В Республике Татарстан без согласования проверки с органами прокуратуры, издания распоряжения и оформления акта по ее результатам государственными ветеринарными инспекторами проведена проверка деятельности четырех индивидуальных предпринимателей. По постановлениям прокурора виновные должностные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В республиках Башкортостан, Марий Эл, Чувашия, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях прокурорами пресечена деятельность ряда сотрудников полиции, проводивших внепроцессуальные проверки хозяйствующих субъектов без законных оснований.

Не единичны и факты совершения уголовно наказуемых деяний при осуществлении контрольных мероприятий.

Следственными органами расследовано уголовное дело в отношении главы администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода Сатаева Н.П., который в качестве условия присвоения почтового адреса объекту капитального строительства требовал от представителя коммерческой организаций перечислить на счет районного Фонда социальных инициатив и развития денежные средств в сумме 1 млн. руб. После поступления на счет Фонда части требуемой суммы соответствующее распоряжение было им подписано. Приговором суда Сатаев Н.П. признан виновным и осужден к наказанию в виде 2 лет 6 месяцев лишения права занимать любые должности муниципальной службы, связанной с осуществлением функций представителя власти в органах местного самоуправления.

В целях улучшения состояния законности контрольно-надзорной деятельности в марте текущего года нами создана межведомственная рабочая группа по вопросам защиты прав предпринимателей, в состав которой включены представители управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в округе, автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Координационного совета отделений общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» в округе. При необходимости к участию в ее заседаниях планируется привлекать представителей территориальных федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и научно-исследовательских учреждений.

Прокуратурами субъектов Российской Федерации округа созданы межведомственные рабочие группы и общественные советы по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в работе которых участвуют представители региональных органов власти, контролирующих и правоохранительных органов, предпринимательского сообщества.

Эти меры, на наш взгляд, будут способствовать построению максимально открытых отношений бизнес-сообщества с контролирующими органами и повышению уровня защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля.

Благодарю за внимание!

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.