Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Зайцев С.П. принял участие в совместном выездном совещании, состоявшемся в г. Чебоксары. // 30.09.13

Вашему вниманию представляется доклад заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на состоявшемся 30 сентября 2013 г. в г. Чебоксары совместном выездном совещании, проведенном под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Бабича М.В. и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Ваничкина М.Г., на котором обсуждались вопросы взаимодействия органов власти и местного самоуправления в сфере предупреждения межнациональных конфликтов и обеспечения правопорядка в местах компактного размещения национальных анклавов.

Уважаемые участники совещания!

Начну с того, что Россия всегда была общим домом для людей различных национальностей и религиозных предпочтений. Эту данность, переданную нам предками, мы должны сохранять.

В то же время недавние проявления межнациональной и межэтнической напряженности в ряде регионов округа заставляют нас серьезно разобраться в их причинах.

За последние годы в сфере противодействия подобным явлениям проведена определенная работа.

Вместе с тем обстановка в Приволжском федеральном округе в сфере исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и межнациональных отношениях продолжает оставаться сложной.

Только в первом полугодии 2013 г. прокурорами выявлено почти 7 тыс. нарушений законов в указанной сфере (АППГ – 5,3 тыс.). В целях их устранения в суды направлено почти 1,8 тыс. заявлений (АППГ – 1,4 тыс.), внесено порядка 300 протестов (АППГ - 215). По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечены почти 1,5 тыс. должностных лиц, 251 лицо привлечено к административной ответственности.

Как показали проверки, события в г. Пугачеве Саратовской области, Нурлатском районе Республики Татарстан, Подосиновском районе Кировской области, Белорецком районе Башкортостана стали закономерным результатом системных просчетов и упущений органов власти, местного самоуправления, правоохранителей в работе по профилактике подобного рода проявлений.

Например, в Саратовской области с 2011 г. отсутствует программа профилактики экстремистских проявлений. Разовые мероприятия противодействия экстремизму в других программах не обеспечены финансированием.

Во многих регионах округа усиливаются позиции исламского фундаментализма, распространителями идей которого в ряде случаев являются выпускники иностранных мусульманских учебных заведений.

В качестве примера приведу Пензенскую область, 65 жителей которой только за последние годы прошли обучение в Саудовской Аравии, Турции, Египте, 45 из них – уроженцы села Средняя Елюзань. Получив ваххабитское образование, 14 жителей села в настоящее время являются руководителями религиозных организаций.

Казалось бы, ситуация требует самого пристального внимания со стороны власти и правоохранительных органов. Однако даже в паспорте на административный участок данного села к местам с массовым пребыванием людей отнесены лишь 2 объекта. Сведений об остальных, в том числе 9 мечетях, не имеется. И как результат, в условиях отсутствия профилактики экстремизма в религиозной среде мулла одной из мечетей Якупов стал публично призывать к истреблению евреев и установлению верховенства ислама на земле Палестины. В настоящее время Якупов привлечен к уголовной ответственности. Но сколько сомнений и опасных мыслей зародил этот проповедник в головах прихожан, покажет только время.

Осложняет оперативную обстановку постоянный приток граждан из регионов ближнего и дальнего зарубежья, которые обладают иным мировоззрением и зачастую насаждают чуждые нашему обществу взгляды. Поэтому необходимо серьезно развернуть работу по противодействию нелегальной миграции. Пока же деятельность на этом направлении разрозненна и малоэффективна.

Недавняя проверка в управлении ФМС России по Республике Татарстан показала, что при принятии решений о выдаче разрешений на временное проживание и работу проверка иностранных граждан и лиц без гражданства на причастность к экстремистской и террористической деятельности не осуществляется.

Вместе с тем федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» прямо предусматривает в качестве одного из оснований отказа в выдаче либо аннулировании таких документов подтверждение информации о причастности иностранного гражданина к такой деятельности.

Многочисленные нарушения законов были установлены в работе отдела УФМС России по г. Белорецк Республики Башкортостан.

По данным регистрационного учета численность населения села Железнодорожный этого района составляет 3 тыс. человек, при этом только за 6 мес. текущего года на миграционный учет поставлено почти 1,5 тыс. иностранцев, в основном жителей Средней Азии. Как оказалось, практически все они заняты на деревообрабатывающих предприятиях села. Организованная республиканской прокуратурой проверка выявила многочисленные нарушения законодательства при заготовке древесины, ее перевозке и обработке, факты самовольного занятия земельных участков и привлечения к работам нелегальных мигрантов, нарушения противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм и т.п. Из порядка 47 проверенных лесопилок собственников 30 из них установить не представилось возможным.

Однозначно, что сложившаяся обстановка требовала от ответственных должностных лиц повышенного внимания. Однако даже точного учета находящихся на территории иностранных граждан в подразделении УФМС нет. В первом полугодии сего года 3 из 4 иностранцев, совершивших там преступления, не состояли на миграционном учете.

По фактам нарушений миграционного законодательства было составлено порядка 400 административных протоколов, однако решения об административном выдворении приняты только в отношении 2 иностранцев. Более того, 21 лицу отделом УФМС по г. Белорецку уже оформлено гражданство Российской Федерации, 19 из них – в упрощенном порядке. Законны ли эти решения - вопрос не случайный. В ходе проверки установлено, что инспектор отдела УФМС Ахунова А.М. сама получала взятки за содействие в незаконной регистрации иностранных граждан. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 290 УК РФ.

Анализ жалоб граждан показал, что многие приезжие демонстрируют неприкрытое хамство, а порой и агрессивное поведение по отношению к местному населению. Обстановка накалена, однако комплексных мер по наведению там порядка не принималось.

Места компактного проживания выходцев из стран Закавказья, Центральной Азии, а также северокавказских регионов имеются во всех субъектах нашего округа. И практически повсеместно между ними и коренным населением возникают или могут возникнуть конфликты. Причины разные – от чисто бытовых и коммерческих, до навязывания своих правил, демонстрации неуважительного отношения, антиобщественного поведения, вседозволенности и безнаказанности.

Что же с этим делать? Прежде всего ответить на ряд вопросов: нужны ли нам такие потоки мигрантов, почему позволяем им так себя вести, почему не принимаем законных мер, не защищаем население от произвола, порою даже не слышим его? С этим необходимо безотлагательно разобраться и изменить подходы. Ведь это зона нашей ответственности.

Серьезное влияние на межнациональные отношения оказывает распространение в СМИ, в том числе сети Интернет, пропаганды экстремистских и националистических идей.

К примеру, в Пензенской области на интернет-ресурсе ОАО «Ростелеком» сохранялась возможность доступа к экстремистским книгам Такиуддина ан-Набохони «Система ислама», а также «Майн Кампф» А. Гитлера.

Прокурорами только в первом полугодии текущего года в суды направлено порядка 1,5 тыс. заявлений об ограничении доступа к ресурсам, содержащим экстремистские материалы. Однако этого не достаточно, серьезно недорабатывают в этом направлении и правоохранительные органы, и подразделения Роскомнадзора.

Продолжают иметь место многочисленные нарушения, связанные с бесконтрольным использованием учащимися общеобразовательных учреждений интернет-ресурсов.

Обращаясь к главам регионов, хочу напомнить, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей. Однако повсеместно, за исключением пожалуй Пензенской области, такие программы отсутствуют.

За 8 месяцев 2013 г. в округе зарегистрировано 103 преступления, связанных с экстремизмом (-1%, 104). Наибольшее их число - 27 - в Республике Татарстан, прирост составляет 80% (АППГ - 15). Результаты проверки свидетельствуют о том, что в республике все чаще фиксируются попытки под видом разъяснения традиционного ислама проводить пропаганду его радикальных течений.

В г. Казани радикал-исламистами и татарскими националистами периодически проводятся акции антироссийской направленности. К примеру, отмечается день взятия города (15 октября), на который съезжаются сторонники из Набережных Челнов, Нижнекамска, Уфы, Чебоксар. При этом демонстрируются лозунги: "Мы себя покорить не дадим никогда!", "Наша цель - независимость" и другие, используются флаги запрещенной судом террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб-ут-Тахрир аль Ислами»), выступающей за создание мирового халифата.

Органами власти республики принимаются меры для наведения порядка. Однако не везде и не всегда действия местных властей, правоохранительных органов и прокуратуры адекватны и своевременны.

Уместно упомянуть и историю с автопробегами, организованными приверженцами «Хизб ут-Тахрира». При наличии признаков преступления в результате попустительства со стороны правоохранительных органов уголовное дело не было возбуждено.

Есть претензии и к деятельности Центра по противодействию экстремизму республиканского МВД, который, зачастую обладая значительным объемом сведений о деятельности исламистов, националистов и других лиц, расшатывающих ситуацию в республике, полноценной борьбы с ними не организует. Нет должной координации и со стороны прокуратуры Республики Татарстан. Это наглядно показали известные всем события в Нурлатском районе. О возникновении межнационального конфликта в местный ОВД ранее поступала оперативная информация, которая руководством отдела фактически была укрыта, а прокуратурой района не выявлена. Если бы сразу забили тревогу, приняли меры, то, возможно, удалось бы избежать открытого столкновения.

Уважаемые коллеги!

Подобные ситуации, к сожалению, возникают и в других регионах округа, и наша задача - научиться своевременно замечать очаги напряженности и принимать необходимые меры по их устранению. Иного не дано!

Благодарю за внимание!

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.