Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике, состоявшемся 15.10.2013 в г. Нижнем Новгороде // 18.10.13

15 октября 2013 г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Зайцев С.П. принял участие в заседании Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике, на котором были рассмотрены вопросы реализации мероприятий по противодействию коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе и развития законодательства в сфере государственной гражданской службы.

Вашему вниманию представляется доклад заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании Координационного совета.

Уважаемые коллеги!

Вопросы противодействия коррупции в сфере государственной гражданской и муниципальной службы в современных условиях продолжают оставаться крайне актуальными.

Несмотря на то, что в последнее время в указанном направлении проводится значительная работа, анализ состояния законности показывает, что в округе кардинального улучшения ситуации в сфере противодействия коррупции не произошло.

За 9 месяцев текущего года прокурорами выявлено более 52 тыс. нарушений законов в указанной сфере (АППГ – 64,5 тыс.), свыше 14,5 тыс. правовых актов, противоречащих закону либо содержащих коррупциогенные факторы, опротестовано и оспорено в суде. По документам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 15 тыс. должностных лиц, возбуждено 752 (АППГ - 868) уголовных дела.

Одной из главных задач в плане противодействия коррупции является обеспечение исполнения требований законодательства о государственной и муниципальной службе. Однако только в первом полугодии этого года в органах власти всех уровней выявлено свыше 10 тыс. нарушений указанной категории (АППГ – 14,7 тыс.). Наиболее типичными из них остаются факты прямого нарушения чиновниками запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы, особенно распространены случаи предоставления недостоверных сведений о доходах и имуществе.

К примеру, в Нижегородской области Михайлов М.М., являясь начальником отдела министерства ЖКХ и ТЭК, отвечающего за развитие газоснабжения территории всей области, участвовал в общих собраниях учредителей ООО «Регионтрансгаз» в качестве представителя своего племянника с целью фактического управления обществом и систематически получал денежное вознаграждение (по банковской карте, открытой на имя другого лица; в справке о доходах полученные денежные средства им не указывались). После прокурорского вмешательства Михайлов М.М. с государственной службы уволен.

Прокуратурой Самарской области установлено, что заместитель министра промышленности и технологий области Жадаев О.Н. являлся учредителем двух коммерческих организаций, виды деятельности которых схожи с деятельностью министерства. Однако в нарушение требований закона обязанность по недопущению возникшего в связи с этим конфликта интересов им исполнена не была. В представленной им справке о доходах сведения об участии в указанных коммерческих организациях отсутствовали.

По данному факту в адрес губернатора Самарской области внесено представление, которое в настоящее время находится на рассмотрении.

О распространенности подобных нарушений наглядно свидетельствуют результаты проверки прокуратуры Республики Мордовия, по итогам которой факты представления недостоверных и неполных сведений о доходах и имуществе выявлены в министерстве торговли и предпринимательства республики, региональном Управлении Росреестра, министерстве внутренних дел и управлении ФССП России по республике, в аппарате Государственного Собрания Республики Мордовия, республиканских управлениях Пенсионного фонде и Фонда социального страхования.

Случаев такого вольного исполнения требований закона действительно очень много.

В этой связи очевидно, что серьезно недорабатывают кадровые службы, обязанные в силу прямого указания Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» заниматься проверками сведений о доходах и имуществе, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений.

К сожалению, подобное попустительство кадровых служб зачастую остается без должной оценки руководителей.

Кроме того, в большинстве случаев вопрос о дисциплинарной ответственности сотрудников кадровых подразделений не решается в силу истечения предусмотренного Трудовым кодексом РФ срока, поскольку факты ненадлежащего исполнения ими обязанностей зачастую выявляются спустя 6 месяцев после их совершения. Полагаем, что внесение соответствующих изменений в ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации в части увеличения срока давности привлечения работников кадровых служб к дисциплинарной ответственности за подобные нарушения способствовало бы не только усилению персональной ответственности, но и повышению качества их работы.

Претензии имеются и к комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, деятельность которых нередко осуществляется формально либо отсутствует вовсе. Также, на наш взгляд, представляется необходимым введение нормы об обязательном характере решений комиссий. Сейчас же конечное решение о необходимости урегулирования возникающих конфликтов остается на усмотрение руководителя.

Говоря о противодействии коррупции, уместно сказать и о недостатках, допускаемых при реализации антикоррупционных программ. Речь идет о недофинансировании. Подобные факты отмечались в Республиках Башкортостан, Марий Эл, Нижегородской, Саратовской и Ульяновской областях. Согласитесь, что без решения этого вопроса обеспечить надлежащее исполнение намеченных мероприятий проблематично.

Как показывает практика, коррупционные проявления зачастую являются прямым следствием несовершенства нормативных актов. Нередко в них содержится большое количество альтернативных норм, предоставляющих чиновникам возможность вариативности в принятии решений, устанавливаются излишние административные барьеры, препятствующие реализации законных прав и создающие коррупционные риски. И здесь серьезного усиления требует работа самих органов государственной власти и местного самоуправления.

Напомню, что Федеральным законом № 172 от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлена обязанность органов, организаций и их должностных лиц проводить такую экспертизу. Однако прокурорами только в первом полугодии текущего года установлено свыше 6 тыс. нормативных правовых актов органов власти всех уровней и более 3 тыс. проектов, содержащих коррупциогенные факторы.

Полагаем, что в сложившейся ситуации необходимо более принципиально подходить к вопросу об ответственности лиц, виновных в некачественном проведении такой экспертизы, реагируя на каждый факт ненадлежащего исполнения ими возложенных обязанностей. (В 1 полугодии 2013 г. по представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечены 21 государственный гражданский служащий и 1488 муниципальных служащих).

С учетом актуальности вопроса повышенное внимание требуется уделять соблюдению законодательства при использовании государственной и муниципальной собственности. Результаты проверок показывают, что нередко должностные лица умышленно нарушают очевидные требования закона - распоряжаются собственностью исходя из личных предпочтений.

В Пензенской области, например, возбуждено уголовное дело в отношении начальника Управления ЖКХ г. Пензы Агафилова А.В., который незаконно получил право на муниципальные земельные участки с рыночной стоимостью 45 млн. руб.

В Оренбургской области глава администрации г. Гай без проведения торгов безвозмездно передал помещение цеха бывшего шахтостроительного управления своему сыну - индивидуальному предпринимателю.

Многочисленные нарушения по-прежнему допускаются и при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в сфере распределения бюджетных средств, земельных правоотношений, внешнеэкономической деятельности и других.

За 9 месяцев текущего года выявлено почти 4,7 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Зарегистрировано более 1 тыс. фактов получения взяток, почти на 20 % до 349 возросло число лиц, их совершивших.

В то же время очевидно, что одними уголовными делами проблему не решить. Необходима консолидация усилий, направленных на искоренение причин и условий коррупции. Наряду с усилением контроля за деятельностью чиновников необходимо свести к минимуму их контакты с заинтересованными лицами, а их деятельность – к строгой регламентации и прозрачности. Только при таком подходе можно обеспечить более качественный уровень противодействия коррупции в округе.

Нами подготовлены предложения в решение сегодняшнего заседания, которые будут представлены в секретариат.

Благодарю за внимание!

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.