Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на оперативном совещании начальников территориальных органов ФСКН России Приволжского федерального округа, состоявшемся 14.02.2014 в г. Чебоксары // 26.02.14

14 февраля 2014 г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Зайцев С.П. принял участие в оперативном совещании начальников территориальных органов ФСКН России, дислоцированных на территории Приволжского федерального округа, на котором были рассмотрены итоги оперативно-служебной деятельности указанных подразделений ФСКН России за 2013 г.

Вашему вниманию предоставляется доклад заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на оперативном совещании.

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас на расширенном совещании начальников территориальных органов ФСКН России Приволжского федерального округа. Тема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно серьезная. Проблема наркомании, наверное, сейчас одна из главных, которую нашему государству и обществу предстоит решать, и мы должны обязательно с ней справиться.

Свое выступление я хотел бы начать с некоторых положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства (п.4). Достижение Генеральной цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям (п.5): сокращение предложения наркотиков; сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы: Основными стратегическими задачами являются (п.6): создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики, совершенствование системы оказания медицинской помощи наркобольным и их реабилитации. В соответствии с п. 12 Стратегии мероприятия по сокращению предложения наркотиков должны проводиться при координирующей роли Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Коллеги, сразу хочу сказать, работаете вы много, есть определенные подвижки и в плане пресечения организованной и групповой преступности, есть и удачные раскрытия международных каналов поставки наркотиков, но этого, как мы все понимаем, недостаточно. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков является главным координатором данной работы. Я хотел, чтобы вы всегда это помнили. Без вашего активного участия реализовать положения Стратегии невозможно. Давайте посмотрим, как сегодня организована работа в округе по противодействию незаконному обороту наркотиков и какова роль в этой работе органов наркоконтроля.

Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора показывает, что в современных реалиях одними уголовными делами и привлечением к ответственности лиц, причастных к наркообороту, проблему наркотизации общества не решить. Поэтому серьезное внимание всех заинтересованных структур, как это прямо следует из Стратегии, должно быть сосредоточено в том числе на профилактике наркомании.

В этой связи в последние годы мы развернули работу в данном направлении. 27 марта 2013 года было проведено расширенное окружное межведомственное совещание, где нами выработан комплекс мер, направленных на создание системы противодействия наркотизации общества.

Перед участниками совещания поставлены конкретные задачи, а именно не ослабляя на­тиск на криминал и совершенствуя подходы в лечебной системе, ор­ганизовать реально работающую систему профилактики, направленную в первую очередь на уменьшение спроса на наркотики, а также на удержание уже затронутых наркозаразой людей от полной зависимости, преступности и соци­альной недееспособности. Если мы с этими не справимся, то спрос на наркотики будет порождать предложения. И чем больше мы будем изымать наркотиков, тем больше будет их цена и, значит, более привлекательной будет территория для наших оппонентов.

Основные совместные усилия органов власти, правоохраны, общественных организаций, СМИ, населения были сосредоточены на сокращении спроса на наркотики, раннем выявлении наркопотребителя, проведении с ним активной профилактической работы и выход через него на лиц, занимающихся сбытом.

В результате проделанной работы в 2013 году в сравнении с 2012 г. возросло число лиц, впервые поставленных на учет с диагнозом, «потребление наркотических средств и психотропных веществ». Прирост почти на 10% - это результат нашей работы. При этом количество впервые выявленных наркоманов уменьшилось более чем на 20%.

В целом по округу увеличилось общее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, почти на 12% больше выявлено фактов сбыта наркотических средств, возросло число преступлений, связанных с их контрабандой.

В то же время результаты прокурорских проверок показали, что не все региональные подразделения ФСКН России включились в активную совместную работу, в деятельности большинства из них допускаются многочисленные нарушения, которые значительно затрудняют достижение поставленных задач. Во многих из них существует прежний привычный подход, при котором в качестве цели преследуется не реальное противостояние незаконному обороту наркотиков, а перекрытие предыдущих собственных показателей, порой даже путем разных ухищрений, то есть «палочная» система.

Так, административная практика как форма вторичной профилактики наркопотребления органами наркоконтроля в округе в полной мере не используется. Не во всех случаях должным образом реализуются полномочия по выявлению и профилактике отдельных категорий правонарушений в сфере НОН, не всегда обеспечивается принцип неотвратимости наказания.

В Саратовской области, например, сотрудниками регионального управления ФСКН административные производства по ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания) в отношении наркопотребителей не возбуждались, в то время как большая часть штрафов ими добровольно оплачена не была.

В Кировской области не привлечены к административной ответственности более 110 лиц, употребивших наркотические средства, при этом результаты освидетельствования так и остались лежать невостребованными в областном наркодиспансере.

В Республике Башкортостан отсутствие механизма взаимодействия между органами внутренних дел и наркоконтроля явилось причиной непривлечения водителей, управляющих транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, к административной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача.

Но здесь нужно отметить, что в результате принятых по данному факту мер прокурорского реагирования в ноябре 2013 г. издан межведомственный приказ МВД и УФСКН республики, которым четко регламентирован механизм взаимодействия при выявлении фактов нахождения водителей в наркотическом опьянении. Помимо привлечения их к административной ответственности, приказом установлен ежемесячный ведомственный контроль за рассмотрением административных материалов, а также порядок направления сведений в прокуратуру республики для принятия мер по лишению права управления транспортным средством. Кроме того, в приказе закреплен механизм взаимодействия между подразделениями МВД, обеспечивающий не только привлечение таких водителей к административной ответственности, но и работу с ними подразделений уголовного розыска в целях установления наркосбытчика, а также направления сведений в наркологическую службу для консультирования и лечения. Принятые меры являются классическим образцом того, как нужно действовать. Поэтому, если у кого такие меры еще не приняты, можете воспользоваться опытом коллег.

Как в 2012, так и в прошедшем году в округе фактически провалена работа по выявлению административных правонарушений по ст. 20.22 КоАП РФ, которой в том числе предусмотрена ответственность родителей за появление подростков в состоянии опьянения, а равно потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. За весь 2013 г. наркополицейскими в округе выявлено только 2 таких факта. Это говорит о том, что потенциал родителей, дети которых приобщаются к потреблению наркотиков, мы просто упустили и вовремя не задействовали.

Нередко прокуроры сталкиваются с отсутствием целенаправленной работы со стороны органов наркоконтроля по выявлению причин и условий совершения правонарушений, полномочия по внесению представлений об их устранении должным образом не реализуются.

Например, практически по всем административным делам, по которым правонарушители употребили собранную ими дикорастущую коноплю, сотрудники УФСКН по Саратовской области точное место ее произрастания не выясняли, меры к землепользователю и землевладельцу не приняты, условия, способствовавшие совершению правонарушений, не устранены.

Зачастую должностными лицами органов наркоконтроля индивидуальная профилактическая работа с лицами, задержанными за совершение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, проводится формально либо вообще не проводится. Предусмотренные законом механизмы мотивации задержанных к отказу от употребления наркотиков и прохождению курса лечения, а также для склонения к сотрудничеству с правоохранительными органами в целях выявления источников наркосбыта практически не реализуются.

В Нижегородской области наркополицейскими в ходе работы с 573 административно-задержанными наркопотребителями в прошлом году раскрыто лишь 9 преступлений в сфере НОН. При этом только трое согласились пройти лечение от наркозависимости.

В Удмуртской Республике одной из причин незначительного привлечения наркопотребителей к административной ответственности в виде ареста явилась ненадлежащая работа по задержанию и доставлению в суд лиц, привлекаемых к ответственности. В их отсутствие суды ограничиваются назначением административных штрафов. При этом сотрудники наркоконтроля после составления протокола об административном правонарушении итогами его рассмотрения, как правило, не интересуются. Этим мы сами даем неправильный посыл в общество, что не страшно употреблять наркотики, вместо того чтобы использовать все санкции закона и жестко отслеживать его исполнение.

Развитие информационных технологий, активное использование интернет-ресурсов требуют от правоохранительных органов принятия своевременных мер по обеспечению мониторинга сети Интернет, посредством которой идет мощная пропаганда наркотиков.

В то же время в прошедшем году в округе выявлено лишь 36 правонарушений, связанных с пропагандой наркотических средств. Наибольшее их число установлено в Пензенской области, где 7 лиц, осуществлявших пропаганду наркотиков, привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 6.13 КоАП РФ с конфискацией орудия правонарушения – компьютерной техники. В республиках Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Кировской и Самарской областях такие правонарушения наркополицейскими вообще не выявлялись.

Не везде развернута работа по прекращению доступа к интернет-сайтам, содержащим запрещенную информацию.

В Кировской области, например, в прошедшем году сотрудниками наркоконтроля направлен лишь один материал для включения Интернет-ресурса в Единый реестр, позволяющий идентифицировать сайты с вредоносной информацией.

В управлении ФСКН России по Самарской области имелись достаточные сведения о действующих на территории области более 60-ти интернет-страницах, содержащих информацию о способах изготовления и использования наркотических средств, однако меры к прекращению ее распространения приняты не были.

Аналогичные нарушения выявлены прокурорами в управлениях ФСКН России по Республике Марий Эл и Нижегородской области.

Такое отношение со стороны сотрудников наркоконтроля к исполнению своих должностных обязанностей не допустимо, тем более что в округе крайне актуальной остается проблема распространения новых видов синтетических наркотиков, курительных смесей, особенно среди несовершеннолетних.

В Пермском крае проведенным химико-токсикологическим исследованием установлено, что из 513 учащихся образовательных учреждений 51 употреблял курительные смеси и марихуану. В Оренбургской области более чем в 20 раз увеличилось число лиц, зарегистрированных в наркологических учреждениях в связи с потреблением курительных смесей. В Пензенской области в прошедшем году в учреждения здравоохранения с отравлениями курительными смесями поступили 44 несовершеннолетних.

Комментарии, как говорят, излишни! При этом практика оценки подобных случаев через призму ст. 238 УК РФ не налажена. Ни о каком взаимодействии с коллегами из других правоохранительных органов говорить также не приходится.

В целом же работа правоохранительных органов округа по противодействию преступности в сфере НОН по многим направлениям снижена. Почти на 5% в сравнении с 2012 г. сократилось число лиц, совершивших наркопреступления, на 96% меньше зарегистрировано преступлений, совершенных в особо крупном размере, на 41 % снизилось число выявленных наркопритонов, на 30% уменьшилось число предварительно расследованных преступлений, совершенных ОПГ либо преступными сообществами.

Почти на треть снизилось количество подконтрольных веществ, изъятых органами наркоконтроля, уменьшилось число выявленных ими лиц, совершивших наркопреступления.

Существенные нарекания вызывает и оперативно-розыскная деятельность подразделений ФСКН. Планирование мероприятий зачастую осуществляется формально, работа по делам оперучета проводится без анализа полученных сведений, необходимый комплекс предусмотренных законом об оперативно-розыскной деятельности в полном объеме не используется. Не всегда отвечает предъявляемым требованиям состояние ведомственного контроля.

Уважаемые коллеги! Все это свидетельствует о серьезных просчетах в организации работы, необходимости ее скорейшей корректировки и принятия дополнительных скоординированных мер по противодействию наркоугрозе.

Мы очень серьезно соорентировали на эту работу прокуроров. Был разработан пошаговый алгоритм действий прокуроров как районного, так регионального звена. Я хотел, чтобы вы использовали потенциал прокуроров при возникновении межведомственных барьеров и стали главными помощниками прокуроров в организации этой работы. Выстройте тесные взаимодействия, вовлекайте в работу всех, кого считаете нужным, не отстраняйтесь от общественности, которая заинтересована в наведении порядка. Разверните работу немного на ином уровне. Критериями оценки вашей работы должны быть не собственные показатели, а реальное оздоровление обстановки.

Благодарю за внимание!

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.