Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, состоявшемся 28.03.2014 в г. Уфе // 28.03.14

28 марта 2014 г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Зайцев С.П. принял участие в заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, на котором были рассмотрены вопросы реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, лесного хозяйства, оптимизации природопользования в Приволжском федеральном округе.

Вашему вниманию представляется выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании Совета.

Уважаемые участники совещания!

Остановлюсь на некоторых вопросах из практики прокурорского надзора.

Прокурорами отмечается, что негативная динамика загрязнения атмосферного воздуха от стационарных и иных источников возрастает.

В Саратовской области, например, в результате эксплуатации асфальтобитумного завода на территории г. Балаково на границе санитарно-защитной зоны превышение предельно допустимой концентрации по неорганической пыли в 60 раз, в границах жилой зоны - в 27 раз, в границах садовых участков - в 38 раз! Разрешение на выбросы у предприятия отсутствовало! По материалам проведенной проверки следственным органом возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ. Виновный осужден.

Также факты нерационального использования попутного природного газа и загрязнения окружающей среды выявлены в деятельности ОАО «Саратовнефтегаз»: фактическое использование газа в 2012 г. там составило 1,24%, в 2013 г. – 15,9% вместо 95%, как требуется по закону.

Имеются претензии к деятельности территориальных органов Росприроднадзора, где систематически выявляются факты несоблюдения сроков выдачи разрешений на выбросы и их переоформления, непринятия должных мер по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду и другие нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.

Не в полной мере реализуются полномочия по мониторингу состояния атмосферного воздуха территориальными органами Росгидромета. В Нижегородской, Самарской, Саратовской областях количество стационарных постов наблюдения недостаточно. Во многих регионах отсутствуют передвижные пункты наблюдений.

Несмотря на прокурорское вмешательство, органы государственной власти не всегда принимают адекватные меры к устранению имеющихся недостатков.

До настоящего времени фактически неисполненными остаются внесенные в августе 2013 г. в адрес высших должностных лиц Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей представления Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о принятии административных регламентов оказания государственных услуг по ряду вопросов, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием.

В то же время ответственное отношение управления ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Республики Татарстан» к рассмотрению представления прокуратуры Республики Татарстан, способствовало тому, что в городах Набережные Челны, Нижнекамске и Казани были созданы посты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха.

В комплексе решалась задача по охране атмосферного воздуха в Оренбургской области.

По результатам проведенной прокуратурой области конференции по вопросам состояния окружающей среды восточного Оренбуржья правительством области были согласованы программы модернизации ряда предприятий, согласно которым на реализацию природоохранных мероприятий предприятиями за счет собственных средств запланировано и освоено более 600 млн. руб. Также данные вопросы обсуждены на коллегии прокуратуры с участием представителей правительства области, областного управления МВД России и ряда региональных органов управления и контроля.

Во исполнение принятых решений в области разработан законопроект об административной ответственности за нарушения экологических требований к качеству моторного топлива, установлена автоматическая станция постоянного наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Кроме того, проведено совещание представителей областного природоохранного ведомства и природоохранных служб Республики Казахстан, подготовлен проект Соглашения между правительством Оренбургской области и акиматом Западно-Казахстанской области об организации контроля за состоянием атмосферного воздуха и обмена информацией.

Все это дало существенные положительные результаты.

Важнейшим природным ресурсом в Приволжском федеральном округе является лес.

Система государственного контроля и надзора в сфере лесопользования, мягко говоря, не отвечает предъявляемым требованиям.

Один пример. По инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту представления должностными лицами ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» в министерство лесного хозяйства республики заведомо ложных сведений о выполнении работ по уходу за лесами и лесовосстановлению на лесных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, на основании которых издавались приказы о премировании работников лесничества. По приговору суда заместитель руководителя лесничества признана виновной в совершении должностного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Немало проблем в лесоустройстве.

По данным прокурорских проверок, в Пермском крае около 80% материалов лесоустройства имеют давность 18 лет и более, в Кировской области – 86%, в Республике Башкортостан – 55% с давностью от 10 до 25 лет.

Важной задачей является проведение в лесном фонде санитарно-оздоровительных мероприятий, что особо актуально с учетом последствий пожаров 2010 г.

В то же время в Удмуртской Республике отдельными подрядными организациями в установленные контрактами сроки выполнялось менее половины от запланированных объемов работ, а минлесхозом республики по указанным фактам соответствующие меры, в том числе по взысканию неустоек, не принимались. По результатам рассмотрения внесенного прокуратурой представления 15 должностных лиц министерства наказаны в дисциплинарном порядке.

В Ульяновской области под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий проводились незаконные рубки, в том числе за пределами координат выделов. Расследуется уголовное дело.

С учетом опыта прошлых лет, малоснежной зимы и прогнозов о жарком лете актуальной является задача подготовки к пожароопасному сезону текущего года.

Вместе с тем в Республике Марий Эл, Нижегородской, Оренбургской областях и ряде других регионов прокурорами выявлены нарушения, связанные с недоукомплектованностью оборудованием, лесопожарной техникой и инвентарем организаций, отвечающих за тушение лесных пожаров.

Крайне низким остается уровень взыскиваемости ущерба, причиненного незаконными рубками. Возмещение составляет лишь 8% от общего ущерба.

В Удмуртской Республике региональное министерство лесного хозяйства в течение длительного времени (более трех лет) не принимало мер по взысканию причиненного многомиллионного ущерба в результате совершенных лесонарушений.

Спустя год министерством лесного хозяйства Саратовской области был рассчитан ущерб по выявленному еще в январе 2011 г. факту захоронения на лесном участке твердых бытовых отходов. Ущерб составил 165 млн. руб. Однако к моменту обращения в суд ответчик был признан банкротом и в иске было отказано.

Есть необходимость и в коррекции отдельных положений действующего законодательства. Конкретные предложения мы предложим в регламентные сроки.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.