Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на совещании при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, состоявшемся 30.09.2014 в г. Нижнем Новгороде // 30.09.14

30.09.2014 в г. Нижнем Новгороде состоялось совещание при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по вопросам анализа работы по противодействию коррупции в регионах Приволжского федерального округа.

Вашему вниманию представляются выдержки из выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П.

Уважаемые коллеги!

Вопросам соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействии коррупции по-прежнему уделяется повышенное внимание.

Только в первом полугодии текущего года прокурорами выявлено свыше 40 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых внесено свыше 18,4 тыс. протестов и представлений, в суды направлено порядка 2,4 тыс. заявлений. По документам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 10 тыс. должностных лиц, возбуждено 439 уголовных дел.

Как показывает практика, коррупционные проявления зачастую являются прямым следствием несовершенства нормативных актов. Нередко в них содержится большое количество альтернативных норм, предоставляющих чиновникам возможность вариативности в принятии решений, устанавливаются излишние административные барьеры. И здесь серьезного усиления требует работа самих органов государственной власти и местного самоуправления.

Прокурорами только в первом полугодии текущего года установлено порядка 5,7 тыс. нормативных правовых актов органов власти всех уровней и почти 3 тыс. проектов, содержащих коррупциогенные факторы.

В Саратовской области по инициативе органов прокуратуры из проекта приказа областного министерства здравоохранения «Об организации лечения больных хроническими вирусными гепатитами в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года» исключено положение, предусматривавшее возможность рассмотрения вопроса о лечении в приоритетном порядке медицинских работников и лиц, имеющих социальные льготы. При этом перечень и основания таких льгот определены не были.

Полагаем, что в сложившейся ситуации необходимо более принципиально подходить к вопросу об ответственности лиц, виновных в некачественном проведении подобной экспертизы, реагируя на каждый факт ненадлежащего исполнения ими возложенных обязанностей.

Обеспечение исполнения требований законодательства о государственной и муниципальной службе является одной из главных задач противодействия коррупции. Однако чиновниками повсеместно допускаются многочисленные факты прямого нарушения запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы, особенно в части представления недостоверных сведений о доходах и имуществе.

Например, в Пензенской области заместитель председателя областного правительства не отразил в сведениях о доходах наличие в собственности земельного участка, а врио вице-губернатора области - наличие в пользовании жилого помещения.

В Башкортостане первый заместитель премьер-министра республиканского правительства в справке о доходах не отразил принадлежащую ему на праве собственности моторную лодку, заместитель премьер-министра - руководитель аппарата правительства республики - наличие у него ценных бумаг, а также полученный в 2013 году доход от депозитных вкладов на общую сумму 2,29 млн. руб.

В Республике Татарстан заместитель министра лесного хозяйства при представлении сведений о доходах и имуществе супруги сокрыл наличие в ее собственности квартиры. Начальник отдела экономики министерства не указал наличие в собственности гаража и автомашины, при этом сведения на супругу и несовершеннолетнего ребенка за 2012 г. им вовсе не представлены.

Факты представления недостоверных сведений о доходах в 2013 г. одним из заместителей председателя правительства и девятью областными министрами выявлены в Саратовской области.

На наш взгляд, необходимо расширить пределы компетенции кадровых служб, закрепив за ними обязанность проведения отдельных проверочных мероприятий (направление запросов, изучение представленных гражданином или государственным служащим сведений, получение по ним пояснений и т.д.) до принятия работодателем соответствующего решения.

Кроме того, было бы уместным внести соответствующие изменения в федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В настоящее время определенные в законе должностные лица обязаны представлять сведения о расходах по каждой сделке по приобретению имущества, если сумма сделки превышает общий доход за три последних года, предшествующих совершению сделки. Вместе с тем при заключении нескольких таких сделок на сумму, не превышающую установленную законом, представлять сведения о таких расходах не требуется. На практике это может привести к сокрытию доходов, полученных преступным путем.

Отдельного внимания требуют многочисленные факты проявления конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, аффилированности должностных лиц различным коммерческим организациям.

В Нижегородской области при проверке регионального министерства ЖКХ и ТЭК установлено участие начальников управления энергетики и энергосбережения, управления развития ЖКХ в рассмотрении инвестиционных программ ООО «Автозаводская ТЭЦ» и ОАО «Теплоэнерго», в которых супруги названных должностных лиц занимали различные должности.

В Самарской области в ходе прокурорской проверки установлено, что министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области в нарушение установленных законом запретов и ограничений занимает должность председателя совета директоров ОАО «СамРЭК». По данному факту вице-губернатору области внесено представление.

В целом по округу в первом полугодии 2014 г. прокурорами в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и представителям нанимателя направлено 85 информаций об установленных фактах личной заинтересованности чиновников, приводящих или способных привести к конфликту интересов. В то же время по результатам рассмотрения данных информаций к дисциплинарной ответственности привлечены лишь 37 лиц, а случаи увольнения в связи с утратой доверия должностных лиц, допустивших конфликт интересов, по-прежнему носят единичный характер и затрагивают только чиновников невысокого уровня.

Несомненно, действенной мерой ответственности за нарушения чиновниками запретов и ограничений является увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия. Однако отсутствие барьеров при приеме на службу лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, снижает ее эффективность.

В этой связи предлагается предусмотреть в законодательстве срок (не менее 1 года), в течение которого после увольнения по указанному основанию лицо не может быть вновь принято на государственную или муниципальную службу, а также замещать государственную или муниципальную должность.

Многочисленные нарушения по-прежнему допускаются при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, при использовании государственного и муниципального имущества, бюджетных средств, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Так, в Республике Марий Эл по постановлению прокурора к административной ответственности в виде штрафа привлечен министр лесного хозяйства Турецких И.А., который в нарушение требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утвердил аукционную документацию на расширение возможностей системы пожарообнаружения в лесах без обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В Республике Башкортостан прокуратурой вскрыты факты включения в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 гг. 198 многоквартирных домов на основании поддельных постановлений главы администрации Кировского района г. Уфы, а также расселения в рамках программы несуществующего дома на сумму 11 млн. руб.

В адрес президента Республики Башкортостан внесено представление. Расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ и ч. 1 ст. 327 УК РФ.

Возбуждены уголовные дела в отношении руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области по факту покушения на получение через посредника взятки в сумме 7,5 млн. руб.; в отношении председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в результате незаконных действий которого бюджету города причинен ущерб в размере более 21 млн. руб.; в отношении бывшего судьи Вятскополянского районного суда Кировской области по факту покушения на получение взятки в сумме 18 млн. руб. и другие.

Всего же за 8 месяцев текущего года выявлено 55 фактов получения взяток в крупном и особо крупном размерах, что на 14,6% превышает показатели прошлого года. По оконченным расследованием уголовным делам установлен 21 случай взяточничества группой лиц по предварительному сговору (+16,7%). Активизирована деятельность правоохранительных органов по пресечению фактов дачи взяток, число которых увеличилось на 35,2% (до 894). На 56,6% (до 883) возросло число изобличенных взяткодателей. Одновременно с этим продолжена работа по обеспечению достоверности уголовно правовой статистики, следственные органы и прокуроры стали более взвешенно подходить к регистрации длящихся, многоэпизодных преступлений.

В то же время общее количество выявленных преступлений коррупционной направленности сократилось почти на четверть (-24,4%, до 5293). Значительно снизилось число фактов получения взяток в составе организованных групп (-62,7%, до 22).

В дальнейшем необходимо активизировать работу и сосредоточить основные усилия на выявлении проявлений коррупции, представляющих повышенную общественную опасность, совершаемых высокопоставленными чиновниками, в крупном и особо крупном размерах. Активнее практиковать проведение органами контроля, прокуратурой совместных проверок с привлечением сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Отдельное внимание следует обратить на многочисленные факты очевидного бездействия должностных лиц контролирующих органов, не исполняющих обязанности по привлечению к ответственности нарушителей закона.

Прокуратурой к сегодняшнему совещанию подготовлен ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства, которые будут переданы в секретариат.

Благодарю за внимание!

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.