Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Вашему вниманию представляется публикация заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Корсунова А.Д. в научно-популярном журнале «Прокурор» №1/2015 // 20.04.15

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе принимает меры по защите прав граждан на благоприятные условия проживания в многоквартирных домах

Конституция Российской Федерации закрепила основные права и свободы человека и гражданина, гарантировала охрану государством семьи, жилища, достоинства личности, права неприкосновенности частной жизни, права на благоприятную окружающую среду. В развитие закрепленных Конституцией Российской Федерации постулатов жилищным законодательством гражданам, проживающим в жилых помещениях, вменено в обязанности использовать жилище с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан и соседей, а также требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства (ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В то же время нередко граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, невольно становятся свидетелями событий, разворачивающихся в соседней квартире или на лестничной площадке, в том числе затрагивающих непосредственно их права как соседей. И речь идет не только о семейных дебоширах и пьяницах, отравляющих жизнь членам своих семей. Сегодня, к сожалению, стало обыденным, когда жилища превращаются в места сборищ асоциальных личностей, очаги потенциальной опасности.

Немало фактов, когда одинокие и не всегда психически здоровые люди устраивают в своих квартирах и местах общего пользования (балконах, тамбурах) свалки бытовых отходов, создавая для соседей невыносимые условия для проживания.

Все попытки соседей путем уговоров воздействовать на нарушителей, как правило, оборачиваются лишь усилением агрессии со стороны последних. Разобщенность в деятельности уполномоченных органов власти и местного самоуправления способствует тому, что многочисленные жалобы пострадавших не получают адекватного разрешения. В результате зачастую люди не знают, куда еще можно обратиться, чтобы получить защиту от соседей, которые не считаются с общепринятыми нормами поведения.

Очевидно, что основной причиной этого является несовершенство законодательства. Несмотря на то, что во всех регионах Приволжского федерального округа на сегодняшний день действуют профилактические программы, разработаны соответствующие нормативные акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений, приходится признать, что имеющийся правовой инструментарий не всегда является достаточным для обеспечения порядка в данной сфере.

Указанные обстоятельства, зачастую на фоне некачественного исполнения структурами, ответственными за предупреждение и пресечение правонарушений в жилищно-бытовой сфере, возложенных на них обязанностей способствуют тому, что в большинстве случаев адекватные меры к нарушителям спокойствия граждан, проживающих в многоквартирных домах, своевременно не принимаются, что нередко становится причиной более тяжких последствий, сопряженных с утратой имущества и гибелью людей.

Но даже в сложившихся условиях действующее законодательство позволяет принять комплекс реальных мер, направленных на укрепление законности и обеспечение благоприятных условий проживания в многоквартирных жилых домах.

С учетом остроты проблемы управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе проанализирована ситуация на местах. Существующие проблемы в указанной сфере и возможные пути их решения были обсуждены на окружном семинаре работников прокуратур субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.П. Зайцева, губернатора Саратовской области В.В. Радаева, представителей органов исполнительной власти регионов округа и юридической общественности, состоявшемся в мае 2014 г. в г. Саратове, где был предложен механизм обеспечения защиты прав граждан на благоприятные условия проживания в многоквартирных домах. В его основе совместная работа представителей контролирующих и правоохранительных органов, муниципальной власти, объединенных в постоянно действующие межведомственные рабочие группы, образуемые при прокуроре на уровне городов, районов и интегрированные в региональную межведомственную рабочую группу по вопросам профилактики правонарушений.

Основной задачей создаваемых межведомственных рабочих групп является не только анализ обстановки и консолидация усилий, но и выработка эффективных подходов к обеспечению прав граждан, а также предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Прокурор как лицо, обладающее объективной информацией о состоянии законности и наделенное полномочиями по координации деятельности по борьбе с правонарушениями и преступностью, как никто другой способен обеспечить качественное взаимодействие уполномоченных ведомств. Наряду с этим прокурор, проводя надзорные проверки, уполномочен корректировать деятельность поднадзорных ведомств и обеспечивать контроль за своевременностью и полнотой принимаемых ими мер, при этом не подменяя функций входящих в состав рабочей группы органов. Одновременно в условиях несовершенства нормативно-правовой базы прокурор в рамках ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вправе вносить предложения о совершенствовании законодательства.

Первостепенной задачей межведомственной рабочей группы является формирование единой и постоянно обновляемой информационной базы о всех фактах нарушений прав граждан на благоприятные условия проживания, на основании которой возможно сформировать сводную адресную программу тех жилищ, где неблагополучно, и поставить их под контроль.

Но такая работа будет малоэффективной без привлечения к ней общественности. Использование возможностей «горячих линий», «телефонов доверия», активная работа с населением посредством организации членами рабочей группы социальной рекламы, анонимного анкетирования, встреч с населением, освещения результатов работы каждого из заинтересованных ведомств и рабочей группы способствуют сбору наиболее объективной информации о местах распространения алкогольной продукции, наркотиков, о сборищах граждан с асоциальным поведением и незаконных мигрантов, о местах проживания алкоголиков, дебоширов, в том числе в семьях с несовершеннолетними детьми, а также о иных лицах, систематически нарушающих покой граждан.

Необходимо обращать внимание граждан на нормы законода­тельства, предусматривающие возможность привлечения правонарушителей к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности. К примеру, в Республике Татарстан в ряде районов организациями, управляющими жилыми домами, на информационных щитах, в информационном поле пла­тежных квитанций размещаются памятки по указанным выше вопросам, с приложением образцов заявлений в компетентные органы. Несомненно подобная информация носит также превентивный характер, выступая во многих случаях сдерживающим фактором от совершения правонарушений склонными к этому лицами.

Следующим этапом является выработка конкретного алгоритма действий по защите прав граждан и профилактике правонарушений в данной сфере. В рамках работы межведомственной группы необходимо на систематической основе на заседаниях обсуждать динамику развития ситуации в «неблагополучных адресах», оперативно планируя и выполняя намеченные мероприятия.

Положительным примером межведомственного взаимодействия является практика деятельности созданных в Саратовской области рабочих групп. Членами группы еженедельно на совещаниях анализируется и прорабатывается ситуация с «неблагополучными адресами» и семьями, при необходимости уполномоченными органами принимаются соответствующие профилактические и иные меры.

Несомненно, что в системе обеспечения защиты прав граждан в обозначенной сфере немаловажная роль отведена деятельности правоохранительных органов, в структуре которых основным звеном является институт участковых уполномоченных полиции, которым вменено в обязанности выявлять на административном участке лиц, допускающих семейно-бытовые правонарушения, страдающих психическими расстройствами, больных алкоголизмом, наркоманией и представляющих опасность для окружающих, применять к ним своевременные меры профилактического и правового воздействия, контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, осуществлять регулярный обход административного участка (при необходимости – комиссионно), обследование подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений, поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления и взаимодействие с ним, не реже одного раза в полугодие отчитываться о результатах работы на собрании граждан, проживающих на обслуживаемом участке и т.д.

Однако, как показывают прокурорские проверки, указанные полномочия участковыми уполномоченными и их руководителями в полной мере не реализуются. В этой связи требуется средствами прокурорского надзора повышать качество профилактической деятельности службы участковых уполномоченных.

Необходимо наладить эффективное взаимодействие самих участников рабочей группы при рассмотрении обращений граждан о нарушении их прав и законных интересов соседями, поступивших в органы местного самоуправления и другие ведомства. При этом органы местного самоуправления должны быть нацелены на максимальное использование предусмотренных законодательством полномочий в сфере профилактики правонарушений, в том числе закрепленного в ст. 91 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 293 Гражданского кодекса Российской Федерации инструмента – предупреждения о необходимости устранения нарушений, объявляемого гражданам или членам их семей, попирающим права соседей, бесхозяйственно обращающимся с жилым помещением. В то же время выселение, как способ воздействия на нарушителей спокойствия, игнорирующих предупреждения, – это не самоцель, а крайняя мера, которая может быть реализована лишь в случае, когда другие средства и методы не возымели действия. На наш взгляд, деятельность межведомственных рабочих групп является заслоном на пути возможного произвола на местах. Но, в условиях, когда органами местного самоуправления процесс выселения обоснованно и на законных основаниях инициирован, он должен быть доведен до конца.

При выработке алгоритма действий в поле зрения групп должны находиться лица, освобожденные из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор. Именно лица данной категории, зачастую уклоняющиеся от трудовой деятельности и не закрепившиеся в жизни, нередко превращаются в маргиналов, завсегдатаев притонов. В таком случае особое внимание прокурорам следует уделять деятельности должностных лиц государственных органов, призванных в соответствии с законодательством осуществлять контроль и помощь в их адаптации.

Немаловажное значение в работе по отстаиванию прав граждан на благоприятные условия проживания имеет участие в ней органов власти субъектов Российской Федерации. Результаты деятельности членов межведомственных рабочих групп как регионального, так и местного уровней, несомненно, должны рассматриваться как в рамках работы постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, так и в рамках региональных комиссий по вопросам профилактики правонарушений, на заседаниях которых на системной основе могут быть заслушаны ответственные лица и главы местных администраций, выработана тактика, стратегия. В то же время прокурор как координатор межведомственной рабочей группы также должен принимать самое активное участие в работе совещания и комиссии, но не в качестве лица, которого заслушивают, а как представитель надзирающего органа, который вносит конкретные предложения исходя из анализа состояния законности, из правоприменительной, надзорной практики.

Необходимость в обеспечении слаженности действий по защите прав граждан на благоприятные условия проживания в многоквартирных жилых домах вытекает из правозащитной функции уполномоченных органов. И результаты деятельности ответственных за эту работу структур напрямую влияют на степень доверия населения к институтам власти.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.