Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Вашему вниманию представляется публикация заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. в сборнике научно-практических статей «Законность и правопорядок», выпуск 2 (5), 2013 г. // 01.08.13

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА И СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Одной из основных целей современного российского общества в области культурной деятельности является духовное возрождение, предполагающее эффективное сохранение и активное использование историко-культурного наследия.

В соответствии с российским законодательством каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

К сожалению, к настоящему времени состояние значительной части памятников отечественной истории и культуры оставляет желать лучшего, многое утрачено либо находится под угрозой уничтожения. В силу недостаточной охраны и нарушений действующего законодательства ценность многих памятников значительно снижена. В отсутствие должного финансирования содержания и реставрации такие объекты находятся в большинстве своем в плачевном состоянии. Зачастую владельцы объектов культурного наследия не выполняют своих обязанностей при использовании общественного достояния, отказываясь нести бремя их содержания и ответственность за их сохранение. Также происходит массовое сокращение числа подлинных памятников истории и культуры путём замены их на более или менее точные копии из современных строительных материалов.

Названные негативные тенденции представляют серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия страны и требуют принятия незамедлительных мер по его сохранению.

Анализ состояния законности и результатов проверок, проводимых прокурорами субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, свидетельствует, что организация работы в данной сфере как со стороны должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов - пользователей и собственников объектов культурного наследия является недостаточной и зачастую не отвечает требованиям федерального законодательства.

Принимаемые уполномоченными региональными органами нормативные правовые акты не всегда соответствуют действующему законодательству.

Так, Закон Оренбургской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Оренбургской области» неправомерно ограничивал полномочия областного правительства в сфере охраны объектов культурного наследия федерального значения, определял отличный от федерального порядок формирования и ведения реестра таких объектов. В Удмуртской Республике правовой акт, регулирующий порядок организации проведения государственной историко-культурной экспертизы, ограничивал право выполнения подобной экспертизы комиссией экспертов.

Незаконное нормотворчество органов власти может привести к разрушению историко-культурных и архитектурных памятников, нарушению их целостности. При этом возрастает роль органов прокуратуры по выявлению противоречащих закону положений правовых актов еще на стадии их разработки, подготовки проектов.

К примеру, издание распоряжения администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода, разрешившего в целях размещения ресторана вырубку голубых елей на Георгиевском съезде, находящемся в охранной зоне памятника истории и культуры «Нижегородский Кремль», повлекло нарушение уникального природного ландшафта, необходимого для сохранности Кремля в его исторической среде. Судебным решением удовлетворены требования прокурора о признании распоряжения районной администрации незаконным и возложении на орган местного самоуправления обязанности организовать до 01.06.2013 работы по компенсационному озеленению в натуральной форме равноценными видами зеленых насаждений взамен уничтоженных в соответствующем количестве.

В ряде регионов округа до настоящего времени не разработаны региональные и ведомственные целевые программы сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия (Республика Башкортостан, Пермский край, Ульяновская область), а при их наличии отмечается недостаточность финансирования запланированных мероприятий (Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Пермский край, Пензенская, Саратовская области).

Повсеместно выявляются нарушения в деятельности региональных органов государственной власти, уполномоченных в сфере охраны объектов культурного наследия (республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области): отсутствие утвержденных (установленных) границ территории и зон охраны объектов культурного наследия, незаключение охранных обязательства на такие объекты, непроведение обследований их состояния.

Значимым остается вопрос установления охранных зон, границ территорий объектов культурного наследия. Практически во всех регионах округа имело место прокурорское вмешательство на данном направлении.

Только по результатам рассмотрения представления прокуратуры Оренбургской области, направленного губернатору, региональным министерством культуры, общественных и внешних связей разработаны проекты зон охраны на объекты культуры федерального значения.

В Кировской области из 836 объектов утвержденную в установленном порядке охранную зону имеет только один. В Саратовской области после принятия мер прокурорского реагирования разработаны границы территорий по 45 объектам культурного наследия, зарегистрировано право Российской Федерации, Саратовской области и муниципальных образований на 45 объектов федерального значения, на 221 объект регионального значения.

Наиболее существенной проблемой в области охраны объектов культурного наследия остается их регистрация в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, заключение и исполнение охранных обязательств.

Так, в Ульяновской области на протяжении длительного времени остаются незарегистрированными 76 из 82 объектов культурного наследия федерального значения, 272 - регионального значения, 30 - местного значения и 1673 вновь выявленных объектов. Паспортизация данных объектов не проведена.

В Республике Татарстан прокуратурой г. Казани направлено 200 исковых заявлений о необходимости заключения и выполнения охранных обязательств при эксплуатации исторических памятников, из которых 188 удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении.

Территориальными подразделениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом не принимаются должные меры по оформлению правоустанавливающих документов на объекты культурного наследия, допускаются случаи волокиты и истребования у заявителей не предусмотренных законом документов (Чувашская Республика, Нижегородская и Пензенская области).

Является распространенным вопрос бесхозяйных объектов культурного наследия. Органы местного самоуправления при этом не в полной мере выполняют возложенные полномочия по их выявлению и постановке на учет.

Правоприменительная практика свидетельствует о наличии пробелов в действующем законодательстве в сфере охраны объектов культурного наследия.

Так, в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отсутствуют юридические дефиниции таких понятий, как «заповедная зона», «музей-заповедник», «охранное обязательство».

Отсутствует федеральный нормативный правовой акт, определяющий единую систему и механизм учета объектов культурного наследия.

Не решенным остается вопрос, связанный с нежеланием пользователей (реже собственников) объектов культурного наследия содержать данные объекты в нормативном состоянии, а также оформлять охранные обязательства, поскольку их неисполнение влечет административную ответственность.

С этой целью многие физические и юридические лица не осуществляют регистрацию своих прав на вышеуказанные объекты. Заявительный порядок государственной регистрации права позволяет не оформлять охранные обязательства, а также вносить несогласованные изменения в объекты культурного наследия.

Возможным выходом из сложившейся ситуации является введение административной ответственности для пользователей (собственников) объектов культурного наследия за неоформление охранных обязательств по факту использования объекта культурного наследия.

Также представляется необходимым установить в Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок определения степени ценности, в том числе материальной, объекта культурного наследия, а также конкретизировать определение термина «ценность» применительно к недвижимым объектам культурного наследия. Наличие правовой неопределенности в нормативных актах является предпосылкой к субъективному подходу в оценке объектов культурного наследия и возможности возникновения ошибок. Разрешение данного вопроса будет способствовать установлению единообразия в правоприменении, окажет содействие в выработке различными государственными органами единых подходов при решении вопросов в обозначенной сфере, в том числе при определении возможности отчуждения объектов из государственной собственности.

Многообразие проблем, накопившихся в системе обеспечения охраны и сохранения объектов культурного наследия требует комплексного подхода к их решению. Своевременное принятие необходимых мер, в первую очередь по обеспечению достаточного финансирования этой деятельности, позволит сохранить наше великое наследие для последующих поколений. От того, как будет меняться отношение к нашей истории, облику наших городов, будет меняться отношение граждан к своей стране.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.