Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Вашему вниманию представляется публикация заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. в сборнике научно-практических статей «Законность и правопорядок», выпуск 3 (6), 2013 г. // 22.10.13

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В АВАРИЙНОМ ЖИЛОМ ФОНДЕ

Актуальность проблемы расселения ветхого и аварийного жилья бесспорна. Аварийные «бараки» не только нарушают целостный архитектурный облик, свидетельствуя о низком уровне благоустройства населенных пунктов, но и создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Однако процедура признания аварийного жилого фонда таковым и дальнейшего расселения достаточно сложна и длительна, а также зачастую сопряжена с нарушениями закона.

В этих условиях надзор за исполнением законодательства при расселении граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих санитарным и техническим нормам, рассматривается органами прокуратуры как один из приоритетных.

Только за 9 месяцев 2013 г. прокурорами в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, при осуществлении надзора за соблюдением законности в указанной сфере выявлено более 2 тыс. нарушений, опротестовано 306 незаконных правовых актов, в суды направлено более 1 тыс. заявлений.

Например, в Республике Марий Эл лишь вмешательство органов прокуратуры позволило обеспечить расселение 3 многоквартирных аварийных домов, находящихся в собственности республики, и включение 5 таких домов в программу по переселению на 2014 г.

В республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республике, Пермском крае, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областях акты прокурорского реагирования способствовали принятию органами местного самоуправления мер к реализации жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах.

Например, в Республике Башкортостан, Кировской, Саратовской областях силами прокуратуры инициирована процедура признания ряда многоквартирных домов, имеющих значительный процент физической изношенности, аварийными и подлежащими сносу. В республике Марий Эл прокуратурой пресечены незаконные требования должностных лиц администрации г. Волжска в адрес граждан, переселенных из аварийных домов, об оплате разницы площадей предоставленного и ранее занимаемого жилого помещения.

Нередко препятствием к расселению граждан является неудовлетворительное состояние имеющихся на балансе органов местного самоуправления жилых помещений, предназначенных для предоставления гражданам.

В республиках Башкортостан, Марий Эл, Удмуртской, Чувашской республиках, Кировской, Нижегородской, Самарской областях выявлялись случаи предоставления переселенцам жилья, не отвечающего установленным требованиям, непроведения работ по благоустройству прилегающей территории вновь построенных домов. В Саратовской области до вмешательства органов прокуратуры администрацией Пугачевского муниципального района продолжительное время не принимались меры по ремонту муниципальных жилых помещений, находящихся в антисанитарном состоянии, для последующего предоставления их нуждающимся гражданам.

Широкое распространение в Приволжском федеральном округе получили допускаемые органами местного самоуправления нарушения при исполнении муниципальных контрактов на приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда.

К примеру, в Ульяновской области местной администрацией Карсунского района выданы разрешения на ввод в эксплуатацию 5 многоквартирных домов, построенных в рамках заключенных муниципальных контрактов, в отсутствие достаточного комплекта документов от застройщика, предусмотренного ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, без проведения проверки соответствия возведенных строений проектной документации. В последующем был произведен очередной этап оплаты по муниципальным контрактам (в размере 30% от стоимости контрактов), чем причинен ущерб муниципальному образованию «Карсунский район» в сумме около 6 млн. руб. В связи с выявленными нарушениями прокурором главе администрации МО «Карсунский район» внесено представление, материалы проверки направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в Карсунский МСО следственного управления Следственного комитета России по Ульяновской области для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурорскими проверками повсеместно выявляются нарушения при расходовании бюджетных средств на реализацию программ переселения граждан из аварийного фонда.

В Аликовском районе Чувашской Республики жильцам аварийного многоквартирного дома в с. Шумшеваши квартиры предоставлены в том же доме после его капитального ремонта. Вместе с тем в рамках республиканской целевой программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда денежные средства выделены на расселение указанного дома и строительство нового жилья. Приговором Аликовского районного суда, вынесенного по результатам рассмотрения уголовных дел, возбужденных по материалам проверки прокурора, глава поселения, директор и заместитель директора организации-подрядчика осуждены по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ. В суд прокурором направлены исковые заявления о предоставлении гражданам благоустроенного жилья.

Органами исполнительной власти Республики Мордовия, Чувашской Республики, Саратовской области не всегда надлежащим образом контролировалось исполнение региональных программ по переселению граждан и соблюдались сроки перечисления муниципальным образованиям бюджетных средств.

Отмеченные недостатки, как правило, являются результатом попустительства со стороны уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, влекущего не только затягивание реализации прав граждан на переселение из аварийного жилья, но и в отдельных случаях приостановление финансирования указанных мероприятий из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Например, в Ульяновской области при реализации 3 адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья региональное министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства не только на несколько месяцев затянуло сроки заключения контрактов на строительство жилья, но и осуществляло финансирование недобросовестных застройщиков, уклоняясь от контроля за перечислением бюджетных средств. В результате допущенной халатности исполнение программ было сорвано, предоставление финансовой поддержки за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ приостановлено, и в 2012 г. ни один человек не получил квартиру в установленные программами сроки. Лишь после вмешательства органов прокуратуры правительством области приняты меры по восстановлению законности и переселению граждан. Финансирование программ по переселению граждан из аварийного жилья из Фонда содействия реформированию ЖКХ также приостанавливалось в Удмуртской, Чувашской республиках, Пермском крае, Кировской, Нижегородской, Саратовской областях.

Немаловажно отметить, что реализацию прав граждан на достойное проживание осложняет негативно складывающаяся практика исполнения судебных решений о предоставлении жильцам благоустроенных жилых помещений взамен аварийным.

Прокурорами в республиках Башкортостан, Марий Эл, Удмуртской, Чувашской республиках, Пермском крае, Нижегородской, Самарской, Саратовской областях в деятельности службы судебных приставов установлены многочисленные факты волокиты и несоблюдения сроков исполнения судебных актов о предоставлении гражданам жилья, а также непринятия всех необходимых исполнительных действий.

Так, лишь после вмешательства органов прокуратуры Нуримановского района Республики Башкортостан возобновлено необоснованно оконченное исполнительное производство по неисполненному решению суда о расселении граждан из аварийного жилого фонда.

В отдельных регионах Приволжского федерального округа (Удмуртская Республика, Нижегородская, Пензенская области) сохраняется проблема сноса расселенных аварийных домов, создающих угрозу обрушения и разрушения, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

В подобных условиях с учетом приоритетов и задач, обозначенных руководством страны и Генеральным прокурором Российской Федерации, органами прокуратуры в Приволжском федеральном округе будет продолжена работа по обеспечению защиты прав граждан на благоприятные условия проживания.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.