Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Тезисы выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе // 28.05.15

Водные ресурсы представляют собой одно из основных природных богатств России. Наша страна обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом, который не только представляет собой важнейшую и неотъемлемую часть мировой экологической системы, но и несет в себе огромный экономический потенциал.

Поэтому не случайно в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. развитие отечественного водохозяйственного комплекса отнесено к одному из ключевых факторов обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и определено как основное направление государственной политики в области использования и охраны водных объектов.

За последние годы в целях наведения порядка в сфере водопользования и охраны водных ресурсов как в целом по стране, так и в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, сделано не мало. Завершено формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию положений Водного кодекса Российской Федерации, создана система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих реализацию отдельных полномочий в области водных отношений. В регионах нашего округа в целях координации усилий действуют различные межведомственные рабочие группы, бассейновые советы, в состав которых включены представители всех заинтересованных структур.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, в округе повсеместно отмечается нерациональное использование водных ресурсов, их загрязнение, а иногда и просто хищническое потребление, что неизбежно ведет к деградации водных экосистем и другим крайне негативным последствиям.

По данным Минприроды России, ежегодно хозяйствующими субъектами на территории округа осуществляется сброс более 2700 млн. куб. метров недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, из которых около 370 млн. куб. м. - без какой-либо очистки. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет почти 39 %.

Из 8 федеральных округов по числу источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарным нормам и правилам, Приволжский федеральный округ занимает 7 место.

Характерным примером сегодняшнего состояния дел является обстановка в акватории реки Волги, которая находится на грани экологической катастрофы. В результате деятельности человека и различных природных процессов Волга представляет собой отдельные застойные водоемы, разделенные каскадом ГЭС. Как следствие этого - сток воды зарегулирован, способность Волги к самоочищению практически потеряна. Между тем река протекает через территорию 15 субъектов Российской Федерации, в которых живет более 57 млн. человек. Для них Волга является не только основным источником питьевой воды, но и поставщиком водных ресурсов промышленным и сельскохозяйственными предприятиям. В то же время в Волгу попадает более 20 % всех сточных вод страны. Наблюдается интенсивный процесс переработки берегов (нередко незаконный), обрушенный материал осаждается, образуя мелководье, что существенно затрудняет судоходство. Практически повсеместно отмечается подтопление земель.

Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора в округе свидетельствует о том, что обстановка в сфере соблюдения законодательства, регулирующего вопросы использования и охраны водных ресурсов, продолжает оставаться крайне неблагополучной.

Только в первом квартале текущего года прокурорами выявлено порядка 1,6 тыс. нарушений закона в данной сфере.

Многочисленные нарушения природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства по-прежнему допускаются в работе территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Так, в результате бездействия отдела водных ресурсов по Республике Татарстан, подведомственного Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, в Октябрьском и Введенско-Слободском сельских поселениях республики были незаконно сформированы 9 земельных участков в границах земель водного фонда и начаты работы, оказывающие негативное воздействие на реку Волгу и Куйбышевское водохранилище.

По результатам прокурорского вмешательства работы на указанных участках прекращены, начальник отдела водных ресурсов по Республике Татарстан привлечен к дисциплинарной ответственности.

В Пензенской области управлением Росприроднадзора на протяжении 5 лет не контролировалось исполнение выданных четырем организациям предписаний об устранении нарушений в части пользования водным объектом без разрешительных документов. Несмотря на наличие оснований, дела об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) не возбуждались.

В Самарской области удовлетворено заявление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействительным решения отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления о предоставлении ЗАО «Альтаир» части Саратовского водохранилища для строительства ГТС, принятого вопреки отрицательному заключению Средне-Волжского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов. Данная часть водного объекта является единственным полноценным заливом с нерестовыми участками в верхней зоне водохранилища, через него проходят пути массовой миграции рыб к местам нереста.

Не во всех случаях реализуется установленная ст. 29.13 КоАП РФ обязанность внесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, органами Роспотребнадзора.

Серьезной проблемой в вопросах соблюдения законодательства об охране водных объектов является существенное сокращение государственной наблюдательной сети, являющейся основным источником получения информации о состоянии окружающей среды.

Проведенной в марте текущего года окружным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверкой установлено, что с конца 2013 г. в учреждении Росгидромета – ФГБУ Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в нарушение установленного порядка временно прекратили работу 11 гидрологических постов наблюдения на водных объектах, обеспечивающих исполнение функций учреждений Росгидромета по ведению государственного мониторинга их состояния.

Только после прокурорского вмешательства приняты меры к устранению допущенных нарушений. Начальник ФГБУ Верхне-Волжского УГМС привлечен к дисциплинарной ответственности.

Во многих субъектах Российской Федерации округа распространены нарушения в деятельности региональных органов власти, которым переданы отдельные полномочия Российской Федерации в сфере водных отношений. Не во всех случаях должностными лицами обеспечивается полнота проводимых проверок, комплекс мер к устранению выявленных нарушений зачастую не принимается, надлежащий контроль за их устранением не обеспечивается. Не может быть признана удовлетворительной работа по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Не везде отвечает предъявляемым требованиям качество нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений.

По всем выявленным нарушениям прокурорами принимались жесткие меры реагирования с постановкой вопроса об устранении допущенных нарушений и ответственности виновных.

Так, министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в ходе рассмотрения обращения граждан по факту загрязнения водоема в Нижнекамском районе не было обеспечено проведение его обследования на предмет установления источников загрязнения, необходимые пробы воды не отбирались, исследование на предмет установления превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ не проводилось. По результатам рассмотрения постановления прокурора виновное должностное лицо министерства привлечено к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.

В Кировской области вследствие бесконтрольности со стороны департамента экологии и природопользования на момент прокурорской проверки лишь 1 водопользователь из 208 исполнял условия водопользования в части обеспечении качества сбрасываемых сточных вод на уровне предельно допустимых концентраций для водных объектов рыбохозяйственного значения.

В Оренбургской области только после прокурорского вмешательства министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства приняты меры к разработке порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения и в лечебных целях, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В результате бездействия министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области не были привлечены к административной ответственности более 500 лиц, имеющих задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Серьезные нарекания вызывает работа по взысканию ущерба, причиненного водным объектам, недоимки за негативное воздействие на окружающую среду, задолженности за пользование водными объектами.

Несмотря на значительную задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, должностными лицами Департамента Росприроднадзора по ПФО полномочия по направлению в суд исковых заявлений о взыскании задолженности не использовались.

В Удмуртской Республике только после рассмотрения представления прокурора министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды направлено исковое заявление в суд о взыскании вреда на сумму более 5 млн. руб., причиненного в результате сброса в водный объект неочищенных сточных вод. По данному факту проводится также доследственная проверка.

Департаментом экологии и природопользования Кировской области не были приняты своевременные меры к взысканию задолженности за пользование водными объектами с 6 хозяйствующих субъектов на сумму более 224 тыс. руб. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности региональных органов исполнительной власти, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Нижегородской области.

Зачастую ненадлежащее взыскание имущественного ущерба и непринятие комплекса мер по устранению источников экологической угрозы обусловлено и низкой эффективностью работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, в деятельности которых допускается волокита и непринятие всего комплекса мер по принудительному исполнению решений судов.

Серьезные нарекания вызывает работа по декриминализации сферы водопользования уголовно-правовыми средствами.

В 2014 г. правоохранительными органами в округе выявлено лишь одно преступление, связанное с загрязнением вод, и одно преступление, связанное с нарушением правил охраны рыбных запасов. Существенно сократилось число установленных фактов преступной добычи водных биологических ресурсов.

По-прежнему не налажена системная целенаправленная работа по пресечению коррупционных проявлений в данной сфере. Уголовные дела возбуждаются по преступлениям, выявление которых не требует серьезных оперативных наработок и которые носят единичный характер, что явно не соответствует сложившейся оперативной обстановке.

В завершение своего выступления хочу отметить, что наведение порядка в сфере водопользования – задача архиважная и решать ее нужно в кратчайшие сроки. К сегодняшнему совещанию нами подготовлен ряд предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы, которые, на наш взгляд, будут этому способствовать.

Благодарю за внимание!



corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.