Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Тезисы выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе // 26.06.15

Актуальность рассматриваемого сегодня вопроса крайне высока, без национального и межрелигиозного согласия невозможно обеспечить в нашей стране ни ее развития, ни самого существования.

В Приволжском федеральном округе в сфере противодействия проявлениям экстремизма и терроризма проводится значительная работа, и имеются определенные результаты.

В то же время несмотря на принимаемые меры, обстановка в округе в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму, экстремистской деятельности и межнациональных отношениях продолжает оставаться сложной.

Отмечается существенный рост преступлений экстремисткой направленности, число которых за 5 месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось почти на 40%. Наибольшее число таких преступлений зарегистрировано в Республике Татарстан (29), Кировской (26) и Самарской (15) областях. Более чем в 2,5 раза возросло число преступлений террористического характера с 33 до 86. В округе возбуждено 28 уголовных дел по фактам участия граждан Российской Федерации в незаконном вооруженном формировании на территории Сирийской Арабской Республики.

Сложившаяся ситуация настоятельно требует реального объединения усилий, существенного повышения уровня межведомственного взаимодействия и активизации правоохранительной деятельности.

В то же время прокурорские проверки показывают, что проводимая работа по противодействию экстремистским проявлениям не везде отвечает предъявляемым требованиям. Отмечается формализм, бессистемность и отсутствие взаимодействия с другими заинтересованными структурами. Имеют место серьезные упущения при выявлении лиц, склонных к совершению правонарушений и преступлений экстремистского и террористического характера, индивидуально-профилактическая работа с ними зачастую не проводится либо является малоэффективной. Несмотря на рост проявлений экстремизма и терроризма, источники и каналы финансирования преступной деятельности не всегда выявляются. Вскрыта практика, когда подразделения органов внутренних дел целых регионов не задействованы в работе по выявлению в сети Интернет материалов экстремистского характера.

Пристального внимания требует и ситуация в исправительных учреждениях ФСИН России, где вследствие необеспечения режимных требований при исполнении наказаний в виде лишения свободы, отсутствия надлежащего контроля за поведением осужденных допускаются факты создания религиозных ячеек, насаждающих осужденными радикальные идеи.

По всем выявленным нарушениям прокурорами принимались необходимые меры реагирования.

Только в 1-м квартале 2015 года выявлено более 12 тыс. нарушений законов в сфере исполнения законодательства о противодействии экстремизму, терроризму и межнациональных отношениях. В целях их устранения в суды направлено свыше 2 тыс. исков и заявлений, внесено порядка 300 протестов. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 2 тыс. 600 должностных и иных лиц.

При этом проверки показывают, что нарушения законодательства в указанной сфере имеют место в деятельности практически всех уполномоченных структур.

Так, распространены факты формализма при планировании и исполнении мероприятий по профилактике экстремизма, терроризма и гармонизации межнациональных отношений, их недофинансирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

В Оренбургской области ввиду непринятия рядом глав муниципальных образований соответствующих актов не была определена компетенция структурных подразделений органов местного самоуправления и их должностных лиц в указанной сфере. Планы работы органов местного самоуправления на 2014 год не составлялись, вследствие чего работа не проводилась.

Только после прокурорского вмешательства в городских и сельских поселениях 31 муниципального района Кировской области разработаны и приняты правовые акты об утверждении планов профилактики экстремизма и терроризма.

Такие факты к сожалению есть и в других регионах.

В этой связи нами через региональных прокуроров предложен опыт Санкт-Петербурга еще 2010 года, где прокурорами были разработаны типовые целевые программы мероприятий по профилактике терроризма, экстремизма и обеспечено их принятие на муниципальном уровне.

Нарушения в сфере исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности выявлены в работе территориальных управлений Министерства юстиции России (республики Башкортостан, Марий Эл, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская и Ульяновская области).

В частности, отступления от требований закона распространены при осуществлении контроля за деятельностью некоммерческих организаций, исполнением выданных предупреждений и фактическим устранением выявленных нарушений. Не во всех случаях реализуются полномочия по привлечению виновных к административной ответственности.

Так, в Пензенской области за непредставление отчетов о своей деятельности (о персональном составе руководящих кадров, документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников) ряд некоммерческих организаций при наличии оснований не был привлечен к установленной административной ответственности (по ст. 19.7 КоАП РФ).

Аналогичные факты выявлены в Ульяновской области и Республике Марий Эл.

Существенное влияние на возникновение межнационального напряжения и экстремистских настроений в обществе оказывают миграционные процессы. Отсутствие здесь четкого контроля способствует проникновению в страну лиц, не сориентированных на законопослушное поведение, с чуждыми для нашего общества взглядами.

В этой связи серьезные нарекания вызывает работа территориальных подразделений ФМС России.

Практически во всех регионах округа прокурорами вскрыты нарушения при выдаче разрешений на временное проживание и видов на жительство иностранных граждан в Российской Федерации, отсутствие контроля за законностью их пребывания в нашей стране – фактический выезд мигрантов по истечении сроков регистрации зачастую не контролируется, разрешения на временное проживание у лиц, нарушивших требования миграционного законодательства своевременно не аннулируются.

Проверка в управлении ФМС России по Республике Татарстан показала, что при оформлении и выдаче приглашений на въезд иностранных граждан в межрегиональном управлении Росфинмониторинга по округу сведения об их причастности к террористической и экстремистской деятельности не проверяются. Кроме того, управлением практикуется выдача приглашений на въезд иностранным гражданам и лицам без гражданства без фактического согласования с органами ФСБ.

В ряде регионов округа допущена незаконная практика привлечения иностранных граждан к административной ответственности без применения административного выдворения с территории Российской Федерации, для искоренения которой потребовалось вмешательство Генеральной прокуратуры. Факты освобождения от установленной законом ответственности иностранцев, незаконно находящихся в Российской Федерации, выявлены в деятельности управлений ФМС России по Пермскому краю, Оренбургской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областям.

Серьезной проблемой продолжает оставаться использование различных средств массовой информации, в том числе сети Интернет, в целях пропаганды экстремистских идей.

В Республике Татарстан, например, прокуратурой в сети Интернет выявлены множественные сайты с информацией экстремистского характера, оправдывающей насилие и жестокость, содержащей сведения об изготовлении взрывных устройств и иной информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей (запрещенная согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В то же время каких-либо мер по ограничению доступа к данным сайтам управлением Роскомнадзора по республике принято не было. (По результатам проверки в адрес руководителя управления Роскомнадзора по Республике Татарстан внесено представление, которое находится на рассмотрении).

В Кировской области управлением Роскомнадзора не был организован систематический мониторинг средств массовой информации в целях своевременного выявления фактов распространения экстремистских материалов. Планы работы управления формировались без учета особенностей средств массовой информации. Отмечались факты ненаправления в правоохранительные органы информации о размещения в СМИ материалов, содержащих признаки возбуждения ненависти или вражды, унижения чести и достоинства человека по признаку национальной принадлежности.

Также несмотря на проводимую работу по установке систем контентной фильтрации, продолжают иметь место многочисленные факты беспрепятственного доступа учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим информацию, наносящую вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе к материалам экстремистской направленности (Пензенская и Самарская области; практически все регионы округа).

Обращаясь к главам регионов, хочу напомнить, что в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей.

Уважаемые коллеги! Вопрос эффективного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма не нов. Но и сегодня он является одним из самых острых, и решение его лежит в зоне нашей ответственности. В этой связи нам необходимо решительно избавиться от формализма, попустительства и полумер, обеспечить взаимодействие органов власти, правоохраны, всех институтов гражданского общества, СМИ и населения. Работа должна вестись целенаправленно, с полным охватом. Именно на такой подход нацеливает нас Стратегия противодействия экстремизму в нашей стране.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.