Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на заседании Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, состоявшемся 23.09.2015 // 23.09.15

23.09.2015 в г. Нижнем Новгороде состоялось заседание Президиума Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, на котором обсуждались вопросы реализации территориальными органами ФСИН России, находящимися в пределах Приволжского федерального округа, Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

Вашему вниманию представляются выдержки из выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П.

Уважаемый Михаил Викторович!

Уважаемые коллеги!

В целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в стране и у нас в округе проведена серьезная работа.

По данным Министерства юстиции России, за последние 4 года принято 47 федеральных законов, 42 Указа Президента и акта Правительства Российской Федерации, которые способствовали совершенствованию деятельности УИС и некоторому улучшению ситуации с соблюдением законов и прав человека в условиях изоляции от общества. Самое главное – значительно сократилось количество лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Вместе с тем анализ состояния законности показал, что несмотря на принимаемые меры, обстановка в Приволжском федеральном округе в сфере соблюдения законодательства на данном участке продолжает оставаться сложной.

Только в 1-м полугодии 2015 года прокурорами выявлено почти 15 тыс. нарушений законов. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечены порядка 4 тыс. должностных лиц. 18 сотрудников уголовно-исполнительной системы в округе осуждены за преступления по службе.

Как показали прокурорские проверки, основные цели Концепции, в первую очередь гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов, на сегодняшний день в полной мере не достигнуты. Не отвечает предъявляемым требованиям состояние воспитательной работы с осужденными, многие из них не встают на путь исправления и не адаптируются в обществе после освобождения из мест лишения свободы.

Только в первом полугодии 2015 года без малого 5 тыс. лиц привлечены к уголовной ответственности в течение 1 года после освобождения из мест лишения свободы. Более 14,5 тыс.– совершили общественно-опасные деяния, имея судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Осужденными и заключенными под стражу совершено 130 преступлений, что почти на треть превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Не в полной мере администрациями исправительных учреждений исполняются требования закона, обязывающие обеспечивать привлечение всех трудоспособных осужденных к оплачиваемым работам. Наиболее остро данная проблема стоит в Оренбургской области, где данный показатель составляет лишь 29 % от среднесписочной численности осужденных.

По этой причине судебные решения о возмещении ущерба, выплате алиментов, а также возмещение расходов на содержание не исполняются.

В исправительных учреждениях Пензенской области, например, в отношении более 2,1 тыс. осужденных имеются исполнительные листы, при этом трудоустроено на оплачиваемую работу лишь 39 %. Как следствие, в первом полугодии текущего года в счёт погашения обязательств на общую сумму свыше 304 млн. руб. осуждёнными перечислено лишь 2 % от общей суммы задолженности.

Не способствует процессу обеспечения трудовой занятости осужденных и расширению возможностей получать внебюджетные средства невысокая хозяйственно-экономическая эффективность производств в местах лишения свободы. Во многом такая ситуация связана с тем, что казенные предприятия исправительных учреждений поставлены в равные коммерческие условия с обычными хозяйствующими субъектами. При этом они ограничены в возможности подбирать квалифицированные кадры и зачастую вынуждены обучать имеющийся контингент трудовым навыкам, что существенно сказывается на себестоимости продукции.

На наш взгляд, снижение налогового бремени предприятий при исправительных учреждениях способствовало бы определенному «выравниванию» экономических возможностей предприятий.

Несмотря на некоторое улучшение ситуации, во многих учреждениях по-прежнему остро стоит вопрос обеспечения режимных требований в части запрета на приобретение и пользование запрещенными к хранению предметами.

Широкое распространение имеют факты использования в местах лишения свободы мобильных телефонов, посредством которых организуется и совершается огромное количество преступлений. Только в первом полугодии текущего года у отбывающих наказание в Самарской области изъято 926 мобильных телефонов, в Пермском крае – 311, Пензенской области – 247.

Крайне актуальной является проблема незаконного оборота наркотиков в исправительных учреждениях. В то же время в первом полугодии 2015 года во всех исправительных учреждениях округа выявлено лишь 31 лицо, причастное к наркообороту.

Отсутствие результатов работы на данном направлении, на наш взгляд, во многом объясняется не только слабыми оперативными позициями подразделений ФСИН и ненадлежащим взаимодействием с территориальными правоохранительными органами, но и нежеланием руководства учреждений официально сообщать о фактах обнаружения наркотиков по причине дальнейшего разбирательства и нареканий по службе.

Другой причиной сложившегося положения являются коррупционные проявления со стороны должностных лиц ФСИН России при исполнении своих непосредственных обязанностей. Однако единичные факты выявления подобного рода преступлений не отвечают реально складывающейся оперативной обстановке и требуют существенного усиления взаимодействия подразделений собственной безопасности ФСИН с другими правоохранительными органами.

Уважаемые коллеги! Мы понимаем, что наличие существующих в учреждениях ФСИН проблем во многом объясняется недостаточностью финансирования мероприятий по их решению. В то же время практика прокурорского надзора свидетельствует и о серьезных упущениях в организации работы ФСИН и несовершенстве действующего законодательства. В этой связи нами подготовлен ряд предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в данной сфере, которые будут переданы в секретариат.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.