Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на совместном выездном совещании Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО // 29.09.15

В г. Ульяновске 29.09.2015 состоялось совместное выездное совещании Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, на котором обсуждались вопросы противодействия противоправной деятельности в сфере водопользования и повышения эффективности использования водных ресурсов в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ.

Вашему вниманию представляются выдержки из выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П.

Уважаемые коллеги!

Анализ состояния законности свидетельствует о том, что несмотря на принимаемые меры, обстановка в Приволжском федеральном округе в сфере использования и охраны водных ресурсов продолжает оставаться неблагополучной.

Только в первом полугодии текущего года прокурорами выявлено порядка 4,3 тыс. нарушений закона. В целях их устранения внесено почти 1,3 тыс. представлений, в суды направлено 516 заявлений. По инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены свыше 1,4 тыс. лиц.

Повсеместно отмечается нерациональное использование водных ресурсов, их загрязнение и истощение.

В 2014 г. в поверхностные водные объекты округа сброшено более 2,5 млрд. кубических метров загрязненных сточных вод.

Распространенности нарушений в указанной сфере во многом способствует ненадлежащее осуществление полномочий территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами власти регионов округа, а также местного самоуправления.

Так, только в Самарской области в 2014 г. судами удовлетворено 52 заявления природоохранных прокуроров о признании незаконным бездействия региональных органов власти при решении вопроса об установлении границ природоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В Кировской области вследствие бесконтрольности со стороны департамента экологии и природопользования на момент прокурорской проверки лишь один водопользователь из 208 исполнял условия водопользования в части обеспечения качества сбрасываемых сточных вод на уровне предельно допустимых концентраций для водных объектов рыбохозяйственного значения.

Также в результате бездействия отдела водных ресурсов по Республике Татарстан, подведомственного Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, были незаконно сформированы 9 земельных участков в границах земель водного фонда и начаты работы, оказывающие негативное воздействие на реку Волгу и Куйбышевское водохранилище.

В Самарской области удовлетворено заявление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействительным решения отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления о предоставлении ЗАО «Альтаир» части Саратовского водохранилища для строительства ГТС, принятого вопреки отрицательному заключению Средне-Волжского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов. Данная часть водного объекта является единственным полноценным заливом с нерестовыми участками в верхней зоне водохранилища, через него проходят пути массовой миграции рыб к местам нереста.

Наряду с фактами бездействия и попустительства имеет место и сокращение государственной наблюдательной сети.

Не может быть признана удовлетворительной работа по взысканию ущерба, причиненного водным объектам, недоимки за негативное воздействие на окружающую среду, задолженности за пользование водными объектами.

Несмотря на значительную задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, должностными лицами Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу полномочия по обращению в суд для взыскания задолженности не использовались. Только после моего представления практика была скорректирована, и с начала текущего года задолженность предыдущих периодов сократилась более чем в 15 раз.

Серьезные нарекания вызывает работа и по декриминализации сферы водопользования.

В первом полугодии текущего года правоохранительными органами в округе выявлено лишь 3 преступления, связанных с загрязнением вод (ст. 250 УК РФ), и одно преступление, связанное с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ). Очевидно, что данная статистика не отражает реально складывающейся обстановки и свидетельствует об отсутствии наступательности в работе. Кроме того, имеют место случаи, когда материалы, требующие уголовно-правовой оценки, в правоохранительные органы не передаются. Такие факты выявлены, например, в работе окружного Департамента Росприроднадзора.

По итогам первого полугодия текущего года деятельность по пресечению преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов (ст. 256 УК РФ), несколько активизировалась. Но это лишь начало большой работы. Пока же состояние законности на данном направлении далеко от предъявляемых требований.

Отмечается отсутствие целенаправленной работы по пресечению коррупционных проявлений, а также организованных форм преступности. В первом полугодии текущего года не выявлено ни одного преступления данных категорий.

С учетом изложенного, правоохранительная практика должна быть изменена.

Говоря в целом о существующих проблемах, нельзя не сказать о состоянии реки Волги - сегодня, помимо прочего, крайне остро стоит вопрос мелководья.

Одним из факторов, на наш взгляд, напрямую влияющих на обмеление, является добыча речного песка, объем которой из года в год увеличивается. При этом данный процесс проходит без специальных изысканий и учета рисков возможного снижения уровня воды. В действующем законодательстве каких-либо требований по этому поводу нет.

Полагаем, что нормативное урегулирование данного вопроса способствовало бы исправлению ситуации.

Другим фактором, негативно влияющим на уровень реки, могут являться неравномерные попуски воды на всем протяжении гидротехнических сооружений Волжско-Камского каскада, которые фактически определяются без учета экологических и судопропускных условий.

Действующие сегодня Основные правила использования водных ресурсов, например Рыбинского и Горьковского водохранилищ от 11 ноября 1983 г., морально устарели. При этом контроль за работой гидроэлетростанций в части объемов и регулярности попусков воды, а также обеспечения необходимого уровня наполнения водохранилищ не возложен ни на федеральные, ни на региональные органы. Регулирование режимов работы водохранилищ осуществляет межведомственная рабочая группа при Федеральном агентстве водных ресурсов, решения которой носят лишь рекомендательный характер.

Полагаю, что обозначенные мною вопросы требуют дополнительной проработки.

Уважаемые коллеги! С учетом регламента совещания не буду останавливаться на других предложениях, которые нами направлены в секретариат. Скажу лишь, что работа по обеспечению законности в сфере водопользования выходит сегодня на первый план и требует последовательных согласованных действий, что нам всем вместе и предстоит сделать.

Благодарю за внимание!

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.