Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на окружном совещании при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, состоявшемся 02.12.2015 // 02.12.15

В г. Чебоксары Чувашской Республики 02.12.2015 состоялось окружное совещание при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, на котором обсуждались вопросы переселения граждан из аварийного жилого фонда, подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2015-2016 гг. и обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вашему вниманию представляются выдержки из выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П.

Уважаемые коллеги!

Вопросам соблюдения законодательства при подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами прокуратуры уделяется повышенное внимание.

Результаты прокурорских проверок показывают, что, несмотря на принимаемые меры, в указанных сферах по-прежнему допускается большое количество нарушений. Нельзя не отметить, что часть из них приобрела системный характер и повторяется из года в год.

Прежде всего это относится к органам местного самоуправления, неудовлетворительно реализующим полномочия в сфере обеспечения надежного теплоснабжения потребителей.

В Удмуртской Республике, Кировской, Нижегородской, Пензенской областях прокурорами опротестованы муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки к отопительному сезону, принятые с превышением предоставленных полномочий.

Продолжают иметь место случаи неразработки, непроведения актуализации схем теплоснабжения городских округов и поселений (Удмуртская Республика, Кировская, Пензенская области). Не везде оперативно принимаются меры по постановке на учет безхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры (Башкортостан, Удмуртия, Кировская и Оренбургская области).

Широко распространены нарушения при подготовке к отопительному периоду социально значимых объектов (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области).

Практически во всех регионах отмечаются нарушения в деятельности управляющих организаций при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период.

Не остались без внимания прокуроров многочисленные факты несоблюдения установленных требований со стороны ресурсоснабжающих организаций при подготовке котельных и тепловых сетей к сезонной эксплуатации.

В Республике Башкортостан, Пензенской области выявлены факты нарушения сроков проведения плановых и профилактических ремонтов объектов теплоснабжения. В Чувашской Республике, Пермском крае, Кировской и Нижегородской областях ряд котельных не был обеспечен резервными источниками энергоснабжения, нормативным и резервным запасами топлива.

Наличие задолженности порождает серьезные проблемы при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к зимнему периоду за поставленные энергоресурсы.

Повсеместно прокуроры проводили мониторинг ситуации, принимали меры реагирования, в том числе направленные на понуждение к ликвидации долгов перед энергетиками. Для сведения - удалось погасить задолженность на сумму порядка 4 млрд. руб. Но этого, как вы понимаете, недостаточно. На 01.11.2015 размер задолженности составил почти 35 млрд. руб. Высокий уровень ее сохраняется в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Пермском крае, Кировской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областях.

Реализация прав граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, является одной из первостепенных государственных задач.

Повсеместно в результате прокурорского вмешательства корректировалась деятельность межведомственных комиссий муниципальных образований по оценке жилых помещений. Пресекались факты принятия ими необоснованных решений, несоблюдения порядка обследования многоквартирных домов, сроков рассмотрения заявлений о необходимости признания домов аварийными.

Установлены нарушения при формировании региональных программ переселения.

Так, в Мордовии расселению подлежали дома, не являющиеся многоквартирными, аварийными, не соблюдалась установленная законом очередность переселения. В Кировской области отсутствие надлежащего учета привело к тому, что в региональную программу не было включено более 200 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2012.

В отдельных регионах фиксировались факты несвоевременного доведения бюджетных средств до конечных получателей (Чувашская Республика, Саратовская область), не выполнялись условия софинансирования программных мероприятий (Республика Марий Эл, Нижегородская, Ульяновская области).

По инициативе прокуратуры Чувашской Республики к административной ответственности по ст. 15.15.11 КоАП РФ привлечен заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики, допустивший затягивание сроков перечисления муниципальным образованиям средств республиканского бюджета на выполнение мероприятий региональной адресной программы.

С другой стороны, немало случаев бездействия и волокиты со стороны органов местного самоуправления даже при наличии финансовых ресурсов.

В Самарской области администрация г. Жигулевска не в полном объеме освоила средства, выделенные на переселение. В результате 16 млн. руб. возвращены в бюджет области, программные мероприятия своевременно не реализованы.

В большинстве регионов округа органами местного самоуправления допускались нарушения при заключении и исполнении муниципальных контрактов. В аукционную документацию включались незаконные требования к участникам размещения заказа, не всегда в контрактах предусматривались условия о взыскании неустойки за невыполнение обязательств. В процессе исполнения контрактов неправомерно заключались дополнительные соглашения о переносе сроков передачи возводимых жилых помещений.

К срыву реализации программных мероприятий приводит и ненадлежащее исполнение контрактов со стороны подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ, зачастую сопряженное с хищением бюджетных средств.

Случаи приобретения, строительства, ввода в эксплуатацию некачественного жилья, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, выявлены прокурорами в Республике Башкортостан, Удмуртской, Чувашской республиках, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях.

Ситуация при этом усугубляется отсутствием надлежащего контроля со стороны муниципалитетов и органов региональной власти, а также неправомерными действиями должностных лиц, в том числе обеспечивающих приемку объектов с существенными недостатками.

К примеру, в Самарской области установлены факты невыполнения в полном объеме строительных работ в рамках контракта на приобретение 32 квартир в многоквартирном доме. Работы однако были приняты и оплачены подрядчику. По инициативе прокурора возбуждено и в настоящее время направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего главы Шенталинского района Сафиуллина по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Хочу еще раз отметить, что переселение граждан из аварийного жилья является важнейшей государственной задачей, решение которой требует повышенной ответственности.

В этой связи предлагаю органам государственной власти регионов округа дополнительно проанализировать утвержденные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях недопущения неправомерного расходования денежных средств на осуществление мероприятий по расселению домов, не отвечающих требованиям федерального законодательства.

Принять меры к усилению контроля за исполнением контрактов, заключенных в рамках реализации программ по переселению, за качеством приобретаемого и строящегося жилья.

На сегодняшний день предоставление детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда остается одной из наиболее острых социальных проблем.

Главной причиной является недостаточность бюджетных средств для решения данной задачи.

В этой связи в текущем году в республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чувашской Республике, Пермском крае, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях прокурорами направлены предложения главам регионов, в органы законодательной, исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении на эти цели дополнительных финансовых ресурсов.

Основным нарушением в рассматриваемой сфере является несвоевременное предоставление жилья.

В республиках Марий Эл, Мордовия, Пермском крае, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областях прокуроры понуждали в судебном порядке предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда.

Довольно широкое распространение имеют факты незаконных отказов во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (республики Марий Эл, Татарстан, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская области).

Нередко приобретаемые жилые помещения не соответствуют техническим нормам и правилам, не обеспечены отдельными коммунальными услугами.

Многочисленные нарушения допускаются и в процессе строительства жилья. Однако они своевременно не пресекаются. Выявлено немало случаев, когда должностными лицами выдаются разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию, производится оплата при наличии незавершенных работ, не принимаются меры в связи с нарушением сроков строительства жилья. Такая практика выявлена в Башкортостане, Мордовии, Удмуртской, Чувашской республиках, Пермском крае, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской и Ульяновской областях.

Так, по материалам проверки прокуратуры Ибресинского района Чувашской Республики возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ по факту необеспечения застройщиком ООО «Стройкомплект» своих обязательств по 8 муниципальным контрактам на строительство 11 жилых помещений для детей-сирот. Контракты расторгнуты, полученные по ним денежные средства в размере 4,6 млн. руб. застройщиком возвращены в бюджет.

Уважаемые коллеги! Проблем, как вы видите, хватает. Мы понимаем, что их наличие во многом объясняется недостаточностью финансирования намеченных мероприятий. В то же время многое зависит от наших с вами действий, продуманности и своевременности принимаемых мер, ответственного отношения каждого к порученному делу и жесткого спроса за результат. Именно такой подход в работе на обозначенных направлениях является залогом соблюдения прав граждан и обеспечения социальной стабильности в обществе.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.