Управление Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе

Интервью и выступления

Доклад заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П. на совещании 20.02.2012 по итогам работы органов прокуратуры Приволжского федерального округа в 2011 г. // 28.02.12

Уважаемые Юрий Яковлевич!

Михаил Викторович!

Уважаемые коллеги!

Итоги прошедшего года позволяют говорить о том, что прокурорами Приволжского федерального округа проделан значительный объем работы.

Не допущено дестабилизирующих общественную безопасность форм протестной активности населения, чрезвычайных ситуаций. Удалось сократить социальную напряженность на рынке труда, больше внимания стало уделяться охране прав инвалидов, престарелых, детей и иных наиболее уязвимых групп населения.

В целом отмечается снижение регистрируемой преступности, в том числе убийств (на 9,6%), фактов причинения тяжкого вреда здоровью (на 1,7%), разбоев (на 20%), преступлений, совершенных несовершеннолетними (на 8,8%).

Также на четверть сократилось количество оправданных судом лиц. В два раза по линии Следственного комитета РФ и почти на 40% по делам следователей МВД уменьшилось число реабилитированных на стадии досудебного производства. Вместе с тем, в деятельности прокуроров еще немало «узких» мест. Тысячи повторяющихся из года в год однотипных нарушений закона, проблем противодействия преступности, свидетельствуют о том, что используемые нами методы работы не всегда эффективны.

Начну с вопросов противодействия преступности.

Оценка криминологических данных говорит о том, что эффективность профилактической и правоохранительной деятельности не в полной мере соответствует уровню существующих угроз. В частности, настораживают отдельные тенденции в структуре преступности. Почти четверть от общего количества криминальных посягательств совершается в общественных местах. Мотив каждого пятого преступления складывается под воздействием алкогольного опьянения. Обостряется проблема криминального рецидива.

В определенной степени недостатки правоохранительной деятельности можно объяснить притуплением бдительности, которое наступило на фоне ежегодно фиксируемого снижения количества преступлений.

Действительно, если верить официальной статистике за последние 5 лет преступность в округе сократилась почти в два раза. В то же время, не секрет, что такое уменьшение зачастую не отражает объективной картины. Причины, на наш взгляд, в упрощенном, ориентированном на количественные показатели, подходе ведомственной оценки работы, отсюда и продолжаемая практика укрытия преступлений от учета, лакировки статистики.

Проведенный нами анализ показывает, что наиболее стабильный уровень преступности имеет место в тех регионах, как, например, в Башкоростане, где прокуроры активно используют свои полномочия при осуществлении надзора за разрешением заявлений и сообщений о преступлениях, проявляют повышенную требовательность к должностным лицам, отказавшим гражданам в праве на судебную защиту. Напротив, там, где не проявляется должной наступательности, статистика идет на спад. Так, в Пермском крае на протяжении уже 3 лет количество поставленных прокурорами на учет укрытых преступлений имеет тенденцию к сокращению. Отсутствует и принципиальность в вопросе наказания нарушителей – за этот период к уголовной ответственности из тех, кто укрыл более 4 тысяч преступлений, привлечено лишь 1 должностное лицо (для сравнения – в том же Башкортостане - 15). Как итог – темпы падения уровня регистрируемой преступности в этом регионе ежегодно увеличиваются и являются одними из самых высоких в округе. Не лучшим образом обстоят дела в Удмуртской Республике, а также Кировской области, где за системные, многочисленные нарушения при приеме и рассмотрении сообщений о преступлениях «отдуваются» в основном рядовые исполнители. Бросается в глаза и то, что в прошедшем году из почти 17 тысяч поставленных на учет преступлений более 90% выявлено при изучении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Все это – следствие упрощенного подхода к надзорной работе. Прокурорам на это необходимо обратить самое серьезное внимание и скорректировать практику.

Не в полной мере предъявляемым требованиям отвечает работа по противодействию организованным формам преступности. Число задокументированных преступлений, связанных с созданием и участием в деятельности преступных сообществ и преступных организаций продолжает оставаться незначительным (26). В Республике Мордовия, Пермском крае эффективность такой работы близка «к нулю» уже на протяжении не одного года.

Безнаказанность, отсутствие наступательной работы приводят к тому, что в ряде регионов оргпреступность вновь стала приобретать признаки открытого противостояния обществу. Недавний пример с заминированием в г. Самаре трупа убитого гражданина, по имеющимся сведениям, причастного к криминальным кругам, когда в результате взрыва пострадали члены следственной группы, - яркое тому подтверждение.

Поэтому считаю необходимым пересмотреть подходы к осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Критерий эффективности здесь может быть только один – конечный результат, выраженный в выявлении преступных групп и пресечении их деятельности. Пока же без контроля остаются даже немногочисленные дерзкие преступления, вызвавшие общественный резонанс. Показателен пример со срабатыванием в январе этого года радиоуправляемого взрывного устройства у подъезда жилого дома в г. Саранске, в результате чего пострадали люди. В течение суток из прокуратуры Республики Мордовия мы не могли получить сколь-нибудь внятной информации об обстоятельствах совершения данного преступления и принятых мерах.

Отдельно хочу остановиться на проблеме незаконного оборота наркотиков, темпы которого приобретают угрожающий характер. Заметно выше, чем в среднем по округу уровень распространенности наркомании в Самарской, Ульяновской областях, Республике Татарстан, Пермском крае. Возросло и число установленных преступлений, совершённых в состоянии наркотического опьянения. Их количество увеличилось в большинстве регионов округа, а в Удмуртской Республике и Ульяновской области - почти на 60%.

Убежден, что прокуроры не должны оставаться в стороне от этих вопросов. В каждой прокуратуре должна быть выстроена система мониторинга наркоситуации, основанная на максимально широком спектре объективных источников информации. В противном случае всегда остается риск недооценки масштабов наркоугрозы, и, как следствие, формализма координационной и надзорной деятельности.

В половине регионов округа имеет место необоснованное снижение выявляемости преступлений данной категории, в том числе связанных с наркосбытом. В то же время факты изъятия крупных партий наркотиков опийной группы во многих субъектах округа свидетельствуют о том, что в Приволжье продолжают действовать налаженные каналы их поставки, организованного сбыта и коррупционного прикрытия. Доля же таких преступлений в общем объеме совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков составила лишь 2,7%.

Вышеприведенные данные говорят о том, что в отсутствии консолидации усилий правоохранительных органов, органов власти и иных структур и действенного надзора проводимая нами работа не может дать положительных результатов. Да она зачастую и не нацелена на это, проводится по упрощенной схеме, и прокурор не задает тон, а идет вслед за событиями. Мы намерены изменить подход и повысить качество и эффективность этой деятельности. Примерный ее алгоритм рекомендован в подготовленном к сегодняшнему совещанию методическом сборнике. Прошу прокуроров субъектов, используя эти материалы, собственный опыт, развернуть работу и взять данное направление на личный контроль.

В округе не прекращается рост преступлений экстремистской направленности. При этом 60 % из них выявлено в республиках Башкортостан, Татарстан, Нижегородской области. Вместе с тем, подавляющее число фиксируемых преступлений – это, как правило, единичные случаи распространения ненависти либо вражды по признакам национальности или отношения к религии. Результаты по пресечению деятельности межрегиональных и международных экстремистских организаций незначительны. Все это следствие слабой контролируемости оперативной обстановки. Недавняя ликвидация в Республике Татарстан гражданина Узбекистана Юсупова, который с привлечением 4-х местных жителей готовил серию террактов, показательна тем, что только случайность, а именно пожар в доме, где он хранил самодельные взрывные устройства, не позволила ему довести до конца свой преступный умысел. По-прежнему недостаточно эффективной остаётся работа по профилактике экстремизма и терроризма со стороны органов госвласти и местного самоуправления, действия заинтересованных ведомств плохо скоординированы.

Решение этих проблем во многом зависит и от того, насколько прокуроры на местах будут владеть информацией, наладят должное взаимодействие с органами безопасности, полиции, обеспечивая работу на упреждение. Именно такого подхода требует от органов прокуратуры приказ Генерального прокурора Российской Федерации №7 от 16 января 2012 г. «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности».

И еще. Одним из факторов распространения экстремизма является отсутствие контроля за потоками вредоносной информации в сети Интернет. Это сегодня действительно большая проблема. В округе имеется опыт по принятию мер понуждения Интернет-провайдеров к блокированию доступа к экстремистским сайтам, установке контент-фильтров в компьютерных клубах, образовательных учреждениях. Эту работу следует развернуть повсеместно.

В истекшем году органами прокуратуры округа был активизирован надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Сохраняется устойчивая тенденция к росту выявленных в данной сфере нарушений законодательства - более 65 тысяч (в АППГ – 47 тыс.). С целью их устранения прокурорами оспорено 11 тысяч правовых актов, в суд направлено почти 5,5 тысяч заявлений, внесено свыше 14,5 тысяч представлений.

С одной стороны такие результаты свидетельствуют об увеличении активности прокуроров, а с другой – о неудовлетворительном состоянии законности в данной сфере. В связи с этим требуется совместная с органами власти работа по разработке более эффективных правовых норм, обеспечивающих систему внутреннего контроля за поведением служащих, открытость и публичность при распоряжении государственным и муниципальным имуществом, снижение сроков и упрощение разрешительных процедур, законность осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Должен быть налажен анализ работы комиссий по контролю за поведением служащих и предотвращению конфликта интересов, эффективности реализации региональных антикоррупционных планов и программ.

За 2011 г. в округе пресечено более 7 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы, что на 13% превысило аналогичный показатель 2010 года, на 8% увеличилось и количество фактов получения взятки. Вместе с тем, приходится признать, что нередко серьезная работа подменяется погоней за количественными показателями. В общей массе должностных преступлений деяния, совершенные в крупном или особо крупном размере, составляют всего 3%. В Республике Марий Эл и Пензенской области такие преступления вовсе не выявлялись. Нет серьезных результатов по пресечению коррупционных преступлений в составе организованных групп и преступных сообществ. В условиях увеличения зафиксированных проявлений взяткополучательства, количество лиц, изобличенных в их совершении, снизилось на 14%. Как видите, коллеги, резервов у нас еще предостаточно.

Особо хочу остановиться на реализации наших правозащитных функций. Оценивая деятельность прокуроров округа, можно сказать о росте выявленных нарушений и мер реагирования. Но сегодня это уже не главное, сегодня важно обеспечить реальное восстановление нарушенных прав, добиться оздоровления обстановки, повышая безопасность граждан, улучшая качество их жизни. Сделать это непросто. Но именно такая работа востребована обществом, а, значит, выбора у нас нет. Защищенность социальных, прежде всего трудовых прав, граждан – важнейший индикатор, по которому можно судить о ценности права в обществе.

Несмотря на положительную динамику с задолженностью по заработной плате (-20%), ситуация кардинально не изменилась. Только по официальным данным право на оплату труда остается нарушенным в отношении 29 тыс. человек. Долг по округу в размере 675 млн. рублей составляет примерно треть от общероссийского. Существенно меняется и характер задолженности. Финансовый кризис оставил после себя 83 несостоятельных предприятия с суммой долга почти 442 млн. рублей или 66% от общей задолженности. При этом в Чувашской Республике и Кировской области практически все должники находятся в различных стадиях банкротства, а в Нижегородской, Саратовской областях – около 90%. Обстановка требует от прокуроров принятия исчерпывающих мер по выяснению причин нарушения прав граждан и их реальному восстановлению. Но так происходит не всегда. В целом ряде регионов проверки деятельности конкурсных управляющих носили формальный характер. Не все прокуроры активно взаимодействовали с органами государственной власти, контроля, другими уполномоченными ведомствами, что не позволяло выявлять латентные формы невыплаты заработной платы и определять возможные пути погашения задолженности. В Пермском крае, который находится среди наиболее неблагополучных в округе, количество проведенных проверок снизилось, значительно уменьшилось число мер реагирования. Как следствие - сумма зарплаты, погашенной перед работниками в результате прокурорского вмешательства, сократилась в 1,5 раза. В то же время имеются и положительные примеры вдумчивой работы по обеспечению прав граждан, оказавшихся заложниками банкротства предприятий. К примеру, в Нижегородской области прокурорам в 2011 году удалось добиться выплаты работникам организаций-банкротов более 93 млн. рублей.

Уязвимым остается состояние жилищно-коммунального хозяйства. Расширение рынка услуг, при отсутствии должного контроля, привело к тому, что в эту сферу пришло большое количество недобросовестных лиц, получивших доступ к огромным финансовым потокам. Только в прошлом году в округе возбуждено 142 уголовных дела, в основном – в отношении руководителей управляющих организаций. Однако это еще не показатель декриминализации сферы. Задача – посредством системного надзора заставить управляющие организации работать честно. Также прокурорам субъектов необходимо обеспечить не только оперативное расследование уголовных дел по данным фактам, но и принятие исчерпывающих мер к возмещению причиненного ущерба. Пока же положение является плачевным – из 456 млн. рублей причиненного ущерба возмещено лишь 7,5. Недопустимы ситуации и подобные тем, что имели место в г. Заволжье Нижегородской области, когда возбужденные после вмешательства Генеральной прокуратуры РФ уголовные дела по сути остались без должного прокурорского надзора и заволокичены. Другой аспект, напрямую затрагивающий интересы граждан, - это тарифообразование в сфере ЖКХ. По данному направлению важно не только пресекать, но и упреждать нарушения. Поэтому нужно начинать работать еще на стадии формирования проектов документов по тарифам. Следует принципиально и жестко пресекать факты неправомерного начисления гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги со стороны управляющих компании и ТСЖ.

В связи с этим заслуживает одобрения работа прокуратуры Саратовской области по применению практики возбуждения административных производств по ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования) в целях дисквалификации нерадивых должностных лиц.

Неблагополучной остается ситуация с защитой жилищных прав граждан – участников долевого строительства. Нарушения в этой сфере уже в текущем году стали поводом протестных акций в Самарской области и Республике Башкортостан. К сожалению, в каждом случае позиция прокуратуры была неубедительной. С учетом изложенного, прокурорам регионов необходимо принять исчерпывающие меры для того, чтобы до конца года проблему с «обманутыми дольщиками» закрыть раз и навсегда. И здесь, помимо мер реагирования, важно более плотно взаимодействовать с органами власти, при необходимости – инициировать на законодательном уровне расширение оснований для получения государственной поддержки пострадавших граждан, обсуждение ситуации по каждому «проблемному дому» на правительственных комиссиях и т.д. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе прошу взять данный вопрос на особый контроль.

Остаются актуальными вопросы реализации приоритетных национальных проектов. Только в прошлом году прокурорами пресечено около 33,5 тысяч нарушений, создававших препятствия эффективному расходованию бюджетных средств, материалы прокурорских проверок стали поводом для возбуждения 182 уголовных дел. Обращаю внимание прокуроров на то, что продолжает работу федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, создан Федеральный дорожный фонд, и соответствующие региональные фонды, использование средств которых всегда имеет повышенные коррупционные риски. С учетом данных обстоятельств прошу внести необходимые коррективы в работу.

Крайнюю озабоченность вызывает состояние охраны лесов. В прошедшем году зафиксировано более 5 тысяч случаев незаконных рубок лесных насаждений. Наиболее неблагоприятной является обстановка в Пермском крае, Кировской области, Республиках Башкортостан и Марий Эл. 60% таких преступлений остаются нераскрытыми. Эта сфера чрезвычайно коррумпирована, входит в круг прямых интересов организованной преступности. Однако должного подхода со стороны правоохранительных органов к данной проблеме нет. Кроме того, относительно благоприятная погодная ситуация прошлого года не должна явиться поводом к сворачиванию контроля за устранением нарушений, способствовавшим массовым лесным пожарам в 2010 г.

Приволжский федеральный округ в силу определенных обстоятельств является крупнейшим объектом внешней миграции. В этой связи представляется важным обеспечить контролируемость и управляемость миграционными потоками. При взаимодействии с заинтересованными органами необходимо пресекать факты незаконного привлечения к труду иностранных граждан, не забывая, что согласно федеральному закону заимствование иностранной рабочей силы возможно лишь при объективной нехватке собственных трудовых ресурсов. Поэтому следует направить усилия правоохранительных органов на выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, занимающихся профессиональным рекрутированием нелегальных мигрантов, организацией их размещения и трудоустройства.

Пристального внимания прокуроров требует и сфера, связанная с рассмотрением обращений граждан. Еще в июле прошлого года введена административная ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка. Вместе с тем, из всего округа лишь прокуратура Мордовии в конце прошлого года организовала проверки и возбудила 23 административных производства.

С учетом изложенного предлагаю прокурорам субъектов безотлагательно развернуть работу в данном направлении и обеспечить законное развитие событий.

И последнее.

Уважаемые прокуроры! Уровень правосознания общества сегодня такой, что граждане не будут мириться с безразличием власти, любыми проявлениями беззакония и нечистоплотности. Не видя поддержки и защиты со стороны государства, они вынуждены защищаться самостоятельно, в том числе путем применения деструктивных, публичных форм протестной активности. Поэтому в своей работе мы должны откликаться на проблемы, затрагивающие законные интересы людей, делать это оперативно, не дожидаясь указания сверху, и доводить работу до конца. Уверен, что высокий профессиональный, личный потенциал каждого из прокуроров субъектов Приволжского федерального округа позволит организовать работу с учетом предъявляемых требований.

Благодарю за внимание.

corner

Обращения граждан

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прием граждан
Телефон доверия

Ваше право



Интернет-приемная

Контакты

Адрес:
603950, ГСП-60, г.Н.Новгород, ул.Студеная д. 37,

тел: +7 (831) 278-45-27

факс: +7 (831) 278-45-31

При заполнении обращения Вам необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения.